В период с 11 по 19 ноября 2013 г. в Москве проводилась пост-миссия МАГАТЭ, посвященная анализу деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по выполнению рекомендаций предыдущей миссии Агентства (миссия IRRS) в ноябре 2009 года.
В ходе миссии 2009 года был проведен анализ эффективности российской системы регулирования безопасности АЭС, исследовательских ядерных реакторов, систем обращения с радиоактивными отходами, объектов ядерного топливного цикла, радиоактивных источников, используемых в промышленных и медицинских целях, а также соответствующих видов деятельности на указанных объектах и эффективности выполнения регулирующих функций. По итогам миссии международными экспертами был подготовлен отчет, содержащий рекомендации и предложения, направленные на совершенствование и повышение эффективности государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в Российской Федерации.
Прошедшая в соответствии с графиком 4 года спустя, в ноябре 2013 года, пост-миссия IRRS в России включала анализ выполнения Ростехнадзором рекомендаций и предложений предыдущей миссии и оценку деятельности Ростехнадзора по дополнительным направлениям - аварийная готовность и реагирование; уроки аварии на японской АЭС «Фукусима-1» для органа регулирования.
19 ноября 2013 года в Москве состоялась пресс-конференция по итогам пост-миссии МАГАТЭ. В ней приняли участие врио руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов, заместитель руководителя Ростехнадзора Валерий Беззубцев, заместитель генерального директора МАГАТЭ Денис Флори, руководитель группы экспертов МАГАТЭ, заместитель руководителя Комиссии по ядерной безопасности Канады Джаммаль Рамзи и член комитета Государственной думы по энергетике Владимир Поцяпун.
И.о. руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов рассказал о деятельности по выполнению рекомендаций миссии IRRS 2009 года. По его словам, по результатам указанных рекомендаций и предложений Ростехнадзором был разработан План действий, содержащий 46 мероприятий, реализация которого в основном уже завершена. Проведено совершенствование нормативной базы, в результате чего Ростехнадзор укрепил свое положение как реально независимого надзорного органа, подчинённого напрямую правительству РФ. Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, дающие Ростехнадзору необходимые полномочия для привлечения нарушителей к ответственности. Регулярно проводятся мероприятия, имеющие целью обмен опытом с надзорными органами других стран, в частности, проводились совместные инспекции с надзорными органами Финляндии и Франции.
Комментируя результаты миссии, заместитель генерального директора МАГАТЭ Денис Флори отметил, что
«Ростехнадзор осуществил значительные изменения и усовершенствование в своей деятельности и продемонстрировал свою приверженность Плану действий МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности».
Руководитель группы экспертов МАГАТЭ Джаммаль Рамзи добавил, что
«Ростехнадзор – очень активный регулирующий орган, выполняющий свои функции очень активно и очень серьезно».
По его словам, одна из основных рекомендаций по итогам миссии – рекомендовать российскому правительству предоставить Ростехнадзору полномочия, которые позволили бы оказывать помощь надзорным органам других стран, в первую очередь тех, кому Россия продает свои ядерные технологии. Для этого, в частности, рекомендуется заключение соответствующих межправительственных соглашений и разработка финансовых механизмов. Тему продолжил депутат Госдумы Владимир Поцяпун, отметивший, что в последние годы происходит синхронизация и интернационализация законодательства в атомной отрасли. По его словам, «экспортируя в другие страны ядерные технологии, мы должны экспортировать и законодательство», в том числе помогать создавать систему надзорных органов в тех странах, которые только встают на путь развития ядерной энергетики, таких, как, например, Турция или Вьетнам. Говоря о планах дальнейшего совершенствования российской законодательной базы, Поцяпун сообщил, что в настоящее время ведется разработка проекта закона о выводе из эксплуатации ядерных объектов.
Отвечая на вопрос о возможности дальнейших миссий МАГАТЭ в России, заместитель гендиректора МАГАТЭ Денис Флори привел пример стран Евросоюза, где принято проводить миссии МАГАТЭ раз в 10 лет, исходя из того, что «хорошая практика – время от времени запрашивать миссии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны». Он также констатировал, что абсолютное большинство рекомендаций миссии 2009 года российской стороной выполнены.
Подводя итоги пост-миссии IRRS, заместитель руководителя Ростехнадзора Валерий Беззубцев, отметил, что
«в предварительном отчёте по итогам миссии, который мы сейчас обсуждаем, были перечислены ряд рекомендаций, которые еще необходимо выполнить, и новых предложений; но главное – мы одинаково понимаем, в каком направлении Ростехнадзор должен двигаться, и то, что и у нас, и у экспертов миссии оказалось одинаковое мнение, это означает, что у нас теперь имеется вектор дальнейшего развития».
Справка
Миссии IRRS («Комплексные услуги по рассмотрению вопросов регулирования») – это один из инструментов МАГАТЭ, позволяющих определить эффективность работы национального органа регулирования. Миссия проводится международной группой экспертов, формируемой МАГАТЭ и возглавляемой представителем руководящего уровня органа регулирования страны-члена МАГАТЭ.
Работа миссии организована таким образом, чтобы ее результатом стало определение тех областей, которые требуют дальнейшего совершенствования, и формирование принимающей стороной плана действий по устранению выявленных недостатков. По итогам проведенной миссии принимающая сторона совместно с МАГАТЭ готовит отчет, содержащий рекомендации и предложения, направленные на повышение эффективности деятельности национального органа регулирования, а также положительные примеры, которые могут быть рекомендованы другим странам.
После аварии на АЭС «Фукусима-дайичи» в 2011 году в состав тематических областей миссии IRRS для стран, эксплуатирующих атомные электростанции, был включен специализированный модуль «Уроки аварии на японской АЭС «Фукусима-1» для органа регулирования».
В соответствии с установленной МАГАТЭ процедурой в течение, как правило, трех - четырех лет после миссии государство организует повторную миссию Агентства (пост-миссия IRRS) по анализу выполнения рекомендаций предыдущей миссии.