Соединённые Штаты должны сохранить национальные мощности по обогащению урана. На этом настаивают эксперты влиятельного центра стратегических и международных исследований (CSIS) в докладе, датированным 3 декабря.
После того, как в июне компания USEC остановила газодиффузионный завод в Падуке, на территории США более не осталось обогатительных предприятий, использующих "технологии американского происхождения", говорится в докладе.
"Хотя поступающий из иностранных источников обогащённый уран в состоянии обеспечивать парк гражданских реакторов в США, оборонные нужды могут быть удовлетворены только за счёт обогащённого урана, произведённого и приобретённого у американских источников, использующих американские технологии обогащения".
Авторы доклада напоминают о международных обязательствах США:
"Договора с Австралией, Евросоюзом и некоторыми европейскими правительствами, а также с Россией... запрещают Соединённым Штатам использовать обогащённый уран или связанные технологии от этих поставщиков для немирных целей, включая производство трития для боеголовок".
По мнению авторов, подобный запрет касается и продукции предприятия "Urenco USA".
Технология лазерного обогащения урана, коммерциализацией которой занимается альянс GE/Hitachi, также не может быть задействована для удовлетворения потребностей военных, так как данная технология была передана в Соединённые Штаты из Австралии, и соглашение с этой страной предусматривает исключительно мирное применение.
Авторы делают вывод о "критической" важности доведения до коммерческого применения проекта "Американская центрифуга", которым занимается компания USEC. Проект находится на грани закрытия вследствие недостатка финансирования.
В докладе содержится рекомендация властям США "создать государственное минимальное производство" по обогащению урана, которое могло бы работать на военные нужды. Это возможно либо путём возобновления работы газодиффузионного завода в Падуке, либо строительства небольшого завода с американскими центрифужными технологиями.
Предлагается также принять меры, направленные на сокращение закупок обогащённого урана из-за рубежа. Это могут быть как установление максимальной доли импорта ОУП, так и налоговые льготы и кредиты для тех эксплуатирующих организаций, кто предпочтёт покупать американский обогащённый уран.
Между тем, в отраслевом институте NEI утверждают, что американские станции "в разумной степени" удовлетворены сложившимся положением дел с закупкой топлива.
В свою очередь, часть экспертов-нераспространенцев подвергла основные выводы доклада критике. По их мнению, на военные нужды можно использовать запасы ВОУ из числа избыточного для нужд национальной безопасности - из такого урана можно получать низкообогащённый путём его разубоживания.
Эдвин Лайман из союза обеспокоенных учёных (UCS) обращает внимание и на геополитические последствия возобновления "чисто американского" обогащения.
Эксперт полагает, что таким образом миру будет послан "ужасный сигнал" о том, что все государства не могут полагаться на мировой рынок поставок ОУП и должны развивать собственное обогащение.
Лайман также отметил, что тритий не является "материалом прямого использования", и по этой причине не подпадает под действие ограничений вашингтонского соглашения от 1992 года - документа, подписанного правительствами США и стран-владельцев URENCO касательно поставок и использования ОУП.
Таким образом, топливо, сделанное из ОУП, поставленного концерном URENCO и его дочерней фирмой в США, может использоваться на американских АЭС для наработки трития. В доказательство Лайман ссылается на правовой анализ, проведённый специалистами министерства энергетики США в 2009 году.