30–31 января 2014 года в Дубне проводится 39-я сессия программно-консультативного комитета по ядерной физике Объединенного института ядерных исследований. Один из основных докладов на ней посвящен ускорительному комплексу пучков ионов стабильных и радиоактивных ядер (DRIBs-III), в составе которого создается новый циклотрон DC-280, получивший название фабрики сверхтяжелых элементов.
C докладом о DRIBs-III (Dubna Radioactive Ion Beams) на сессии ПКК выступил главный инженер Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флерова Георгий Гульбекян.
Фактически сейчас в большей степени эксперименты ведутся не на обычных ионах, а на редких ускоренных изотопах либо на вторичных пучках, тоже очень редких, радиоактивных, – рассказал он в своем комментарии для журналистов. – Radioactive Ion Beams и означает, что в большей степени наши усилия направлены на ускорение редких, радиоактивных изотопов или вторичных ядер уже после реакции. Это такая усложненная современная физика. Под это собственно и «затачиваются» все наши ускорители и физические установки. Обычные ионы, стабильные или распространенные, уже не сильно интересны современной ядерной физике.
В комплекс DRIBs-III входят все ускорители и физические установки Лаборатории ядерных реакций. На сессии ПКК мы отчитываемся о работе ускорителей: они работали очень эффективно – ежегодно у нас ускорители отрабатывают примерно 15 тысяч часов на эксперимент. Комплекс включает в себя пять ускорителей, и мы постоянно делаем модернизацию этих машин.
Вторая тема доклада – создание новых физических установок. Это целый комплекс установок, которые либо уже в стадии оперативной работы, либо в стадии комплектации, либо начала этих работ. Работы идут по плану, и мы надеемся, что в течение двух-трех лет все эти установки будут уже на эксперименте. Работа очень сложная, разнообразная, со сложной координацией, в условиях, когда необходимо все закупки производить на конкурсной основе.
Следующая важная задача – наши лабораторные стройки. Это строительство здания для нового ускорителя DC-280, т.н. фабрики сверхтяжелых элементов, модернизация экспериментального зала циклотрона У-400 и строительство нанолаборатории, которая в этом году будет завершена. Мы планируем, что в 2016 году фабрика сверхтяжелых элементов будет запущена и начнутся первые эксперименты. Планируем также, что к 2017–2018 годам будет завершена модернизация экспериментального зала циклотрона У-400 и самого ускорителя. Конечно, все это просто невозможно сделать без коллектива профессионалов. Это очень большая, очень напряженная работа.
- А почему все-таки новый циклотрон назвали фабрикой сверхтяжелых элементов?
- Вы знаете, что все последние элементы были синтезированы на ускорителе У-400, где можно было получить одно событие в месяц. Но необходимо не только получать сверхтяжелые элементы, но и изучать их свойства. А чтобы изучать свойства, нужно раз в сто увеличить количество этих ядер, это значит – увеличить интенсивность ускорителя в десять раз, увеличить эффективность экспериментальных установок в десять раз. Тогда вы сможете изучать свойства. Новый циклотрон действительно будет фабрикой с большой скоростью наработки сверхтяжелых элементов.
- Флеровская лаборатория всегда отличалась тем, что была лидером не только в фундаментальных, но и в прикладных исследованиях. С созданием нанолаборатории, в рамках нанотехнологического центра «Дубна», инновационные разработки получат еще больше возможностей. А что делается в этом направлении сейчас?
- Традиционно у нас развиваются прикладные исследования – это конденсированные среды, трековые мембраны. Очень большую долю в наших разработках занимает сейчас взаимодействие с Роскосмосом по тестированию микроэлектроники, которая используется в космической технике. Фактически сегодня предполетное испытание микросхем на пучках тяжелых ионов стало стандартом, и в России это можно делать только в одном месте – в нашей лаборатории.