Группой российских ученых из ведомства Минобороны исследованыexternal link, opens in a new tab пробы аэрозолей, отобранных после аварии на АЭС «Фукусима-1». Впервые для анализа использован метод масс-спектрометрии вторичных ионов (ВИМС), который позволил не только оценить состояние активной зоны и масштаб выброса радионуклидов в атмосферу, но и сделать вывод о незаявленной ядерной деятельности, имевшей место до аварии. О результатах, полученных методом ВИМС, на докладе в ФИАН рассказал доктор технических наук Николай Вениаминов, специализирующийся в области контроля ядерной деятельности по данным анализа тонкодисперсных продуктов, включая диагностику ядерных испытаний радионуклидным методом.
В ходе работы проводились исследования радиоактивного облака, которое 17 марта 2011 года, спустя шесть дней после аварии на «Фукусиме», достигло Петропавловска-Камчатского. Один из выводов ученых состоит в том, что конструкция аварийного реактора не претерпела масштабных разрушений, о чем говорит отсутствие частиц с повышенной объемной концентрацией урана (или тория), появившихся в результате выброса вещества расплава в твердом состоянии. Еще один вывод — аварию на АЭС «Фукусима-1», квалифицируемую по факту расплавления топливных сборок как «запроектную», следует по механизму утечки радионуклидов во внешнюю среду отнести к разряду «проектных», поскольку выброса первичных аэрозолей (как в Чернобыле) не было.
Кроме того, измеренные в пробах значения концентрации тория свидетельствуют, по мнению ученых, о намерении получать уран-233 в чистом виде в количествах, которые превышают концентрации, следующие из договора о нераспространении ядерного оружия в уран-ториевом цикле.