В последние годы Россия начала активно осваивать свои северные территории. Это и добыча углеводородов, и развитие Северного морского пути. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера.
Общая стоимость сосредоточенных в арктическом регионе РФ полезных ископаемых превышает 30 трлн долларов. Это довольно много. Сравните: объем всей мировой экономики в 2012 году составил около 70 трлн долларов.
Учитывая возросшее со стороны стран-членов НАТО внимание к региону, на защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера. В апреле Владимир Путин объявил о создании в этом регионе единой системы базирования надводных кораблей и субмарин нового поколения.
Впервые МЧС России намерено привлекать атомные ледоколы для оперативного реагирования на крупномасштабные бедствия в арктическом регионе РФ. В госдокладе Министерства говорится, что совместно с Минтрансом России уже проработан вопрос оперативного использования атомных ледоколов Росатома в поисково-спасательных операциях. Это даст возможность эффективно реагировать на происшествия и чрезвычайные ситуации, которые связаны с морским транспортом, поиском и спасанием на воде.
Атомный ледокольный флот России располагает четырьмя ледоколами мощностью по 75 000 л.с. («50 лет Победы», «Россия», «Ямал» и «Советский Союз») и двумя ледоколами мощностью по 40 000 л.с. («Вайгач» и «Таймыр»).
В арктической зоне России размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей Военно-Морского Флота, важные элементы коммуникаций, а также взрывопожароопасные и химически опасные и объекты.
Северный морской путь является основным элементом арктической транспортной системы, которая обеспечивает грузопотоки по всей протяженности береговой линии России в Северном Ледовитом океане. В перспективе он может стать важнейшей международной транспортной магистралью.
По данным МЧС, на территории арктической зоны в среднем происходит более 100 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в год. При всём этом отмечается устойчивый рост количества чрезвычайных ситуаций техногенного характера: среди них преобладают транспортные аварии (30%), взрывы и пожары технологического оборудования (24%).
Ранее министерство сообщало, что на арктическом побережье планируется создать авиационную группировку в составе 14 воздушных судов (два самолета и 12 вертолетов), которые будут базироваться на аэродромах Мурманска, Анадыря, Воркуты и Норильска.
До 2015 года МЧС РФ планирует построить в Арктике десять комплексных аварийно-спасательных центров: в Мурманске, Дудинке, Нарьян-Маре, Воркуте, Тикси, Певеке, Архангельске, Надыме, в Анадыре и пгт Провидения.
Спасательные центры необходимы для обеспечения режима постоянной готовности и экстренного реагирования на любые ЧС в Арктическом регионе. Их общая численность составит 974 человека (наземная и морская – 590, авиационная – 384). Центры оснастят авиационными средствами и плавсредствами, вездеходами, а также универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием.
В настоящее время в российской арктической зоне уже работают три спасательных центра (Архангельск, Нарьян-Мар и Дудинка), четыре региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 000 человек, два морских спасательно-координационных центра (Мурманск и Диксон), три морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси и Певек), четыре пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, расположенные в Диксоне, Тикси, Певеке и пгт Провидения.