Шестой раунд переговоров "шестерки" международных посредников и Ирана начинается в Вене в среду и продлится, как заявляли ранее участники, на разных уровнях вплоть до 20 июля — срока, к которому стороны стремятся заключить договоренность о гарантиях мирного характера иранской ядерной программы в обмен на снятие международных санкций со страны.
Раунд, в котором по традиции участвуют министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон, начнется с участием представителей "шестерки" (США, Великобритании, Франции, Германии, России и Китая) на уровне заместителей глав МИД — политдиректоров. При этом делегацию США возглавит первый заместитель госсекретаря Уильям Бёрнс, сообщил госдеп во вторник. Делегацию РФ возглавит заместитель министра Сергей Рябков.
По словам дипломатического источника, знакомого с ходом переговоров, во время начинающегося раунда дипломаты и эксперты должны будут подготовить документ, который будет представлен министрам иностранных дел.
"Он (раунд) должен завершиться созданием документа, который подлежит рассмотрению министрами иностранных дел. Раунд продлится не менее двух недель",
— отметил собеседник РИА Новости.
В ходе предыдущего раунда переговоров, который завершился в Вене 20 июня, стороны перешли к составлению итогового документа и выработали предварительный текст, который, по словам участников переговоров, требовал еще большой конкретизации.
"Положения, которые вызывают по-прежнему споры, возражения разных делегаций и требуют дополнительной проработки, многочисленны и касаются основных, коренных вопросов",
— заявил Рябков по итогам предыдущего раунда. Зариф также заметил тогда, что по основным вопросам стороны по-прежнему расходятся, однако Иран намерен продолжать процесс.
По итогам пятого раунда разногласия касались и объемов иранской ядерной программы после возможной сделки, и того, в каком порядке будут сниматься международные санкции, и мер проверки исполнения соглашения. Иран заявлял, что не приемлет отказа от какого-то количества центрифуг. В вопросе о будущем реактора на тяжелой воде в Араке, по словам Рябкова, также не было достигнуто единства. Традиционным пунктом расхождения является и вопрос об иранской ракетной программе. ИРИ заявляет, что она не должна быть предметом этих переговоров, а США и другие представители "шестерки" считают, что, раз она упоминается в резолюции СБ ООН о санкциях, которые должны быть сняты в результате этих переговоров, то и тема эта должна найти свое отражение в решении. Однако Рябков сообщил российским журналистам, что язык, при помощи которого можно сформулировать такое соглашения, пока не выработан.
После координационной встречи "шестерки" в Брюсселе 26 июня (координационная встреча была впервые вынесена за рамки венских переговоров, чтобы, как сообщил источник в делегации США, оставить больше времени для контактов с Ираном) пресс-секретарь Эштон Майкл Мэнн заявил, что стороны подтвердили готовность завершить переговорный процесс к 20 июля.
Тем не менее, в опубликованной в понедельник в газете Washington Post статье за подписью госсекретаря США Джона Керри говорится о расхождении между оптимистическими заявлениями Ирана и его позицией на переговорах. Иран, по словам госсекретаря, должен сделать еще многое для достижения соглашения.
"Оптимизм относительно возможного исхода этих переговоров на сегодняшний день не соответствует позициям, которые (иранская сторона) демонстрирует за закрытыми дверями",
говорится в статье. По мнению Керри, сохраняются серьезные различия "между тем, что Тегеран должен сделать и тем, что он готов сделать", что никак не связано с позицией самих США.
В ноябре минувшего года представители "шестерки" и Ирана заключили в Женеве соглашение, по которому накладывались временные ограничения на иранскую ядерную программу в обмен на частичную приостановку санкций США и ЕС против страны. После того, как МАГАТЭ подтвердила выполнение этого соглашения, оно вступило в силу с 20 января сроком на 6 месяцев, в течение которого стороны должны выработать окончательное решение иранской ядерной проблемы. Продление этого срока возможно по решению сторон, однако в ходе пятого раунда стороны не обсуждали, по словам участников, этого вопроса. Керри предупредил в статье, что США и их партнеры не пойдут на продление ради "затягивания переговоров".