Переговоры шестерки мировых держав и Тегерана по иранской ядерной программе вступают в финальную стадию. В конце минувшей недели в Вене переговорщики встретились, чтобы согласовать график финального раунда, который стартует сегодня и должен завершиться к 30 июня. Хотя участники процесса не исключают, что дедлайн придется сдвинуть, опрошенные "Ъ" эксперты уверены: эпоха противостояния Тегерана и мирового сообщества близка к концу. Предвкушают снятие экономических санкций и в Иране: руководство национальной нефтяной компании готово предоставить новые выгодные контракты западным нефтегазовым корпорациям.
В конце минувшей недели в австрийской столице состоялось пленарное заседание переговорщиков шестерки международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств с участием представителей Ирана. Как сообщил представляющий Россию заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, целью было согласование сроков министерской встречи, которая должна состояться после 25 июня. Уже сегодня в Европу для участия в переговорах по ядерному досье прибудет глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф.
По сообщениям дипломатов, участвующих в процессе, в рамках дискуссий по иранской ядерной программе не решены еще пять-семь технических вопросов. Как пояснил "Ъ" эксперт ПИР-Центра Андрей Баклицкий, осталось договориться о последовательности снятия санкций и механизме их обратного введения в случае нарушения соглашения, а также верификации выполнения Ираном своих обязательств, включая инспекции военных объектов и общение с учеными-ядерщиками. Кроме того, стороны не достигли договоренности по расследованию возможной военной составляющей иранской ядерной программы в прошлом.
Срок достижения соглашения по ядерному досье Ирана истекает 30 июня, однако участники переговоров не исключают, что потребуется дополнительное время. То, что окончательное соглашение по Ирану может быть отложено, косвенно признал и глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Надо работать, а не гадать о возможности их (переговоров. — "Ъ") продления",
— заявил он.
Так или иначе, финал переговоров близок — в этом единодушны все опрошенные "Ъ" эксперты. Это значит, что будет снят с повестки силовой сценарий решения проблемы иранского атома, который президент США Барак Обама в прошлом не раз называл одной из возможных опций. Гипотетический вариант бомбардировок иранских объектов без поддержки США утрачивает смысл и для Израиля, остающегося ярым противником иранской ядерной программы и сделки с Тегераном.
"В рамках соглашения будет создан механизм для обсуждения и разрешения споров, а в случае невыполнения какой-либо из сторон своих обязательств будут предусмотрены ответные меры: возврат снятых санкций против Ирана либо приостановка Ираном выполнения своей части договоренностей",
— пояснил Андрей Баклицкий.
Урегулирование иранского вопроса и снятие с Тегерана международных санкций положит конец его международной изоляции и сделает Иран, обладающий четвертыми в мире запасами нефти и первыми в мире запасами газа, полноценным участником мировой экономики. Тегеран, со своей стороны, готов предложить западным нефтегазовым гигантам, желающим принять участие в добыче иранской нефти после снятия санкций, выгодные контракты. Об этом, в частности, в интервью The Wall Street Journal сказал вице-президент по инвестициям и финансам Иранской национальной нефтяной компании (NIOC) Али Кардор.
Западные компании ушли из Ирана в 2010 году после ужесточения режима санкций и теперь с нетерпением ждут соглашения по иранскому атому и возможности работать в Иране на более выгодных условиях, чем прежде (надеясь в том числе на отмену ограничения прибыли иностранных компаний и запретов на иностранное владение ресурсами). По словам заместителя министра нефтяной промышленности Ирана Амир-Хосейна Замани-Нии, стране требуется как минимум $185 млрд в качестве инвестиций в энергетический сектор в ближайшие шесть лет.
Россия также может выиграть от снятия санкций с Ирана, несмотря на то что в перспективе он может составить ей серьезную конкуренцию на мировых энергетических рынках. После разрешения иранского ядерного кризиса Москве будет проще реализовывать в Иране крупные проекты (такие как АЭС "Бушер-2"), а также развивать с Тегераном сотрудничество в военно-технической сфере (подробнее об этом сотрудничестве см. на стр. 1). В ближайшие два года стоимость потенциальных контрактов для Москвы, по оценкам экспертов, может составить не менее $20 млрд (в целом же РФ и Иран подготовили пакет совместных проектов на $70 млрд). Кроме того, в ближайшей перспективе Тегеран может вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества. Москва придает ей все большее значение — особенно на фоне противостояния с Западом — и хотела бы видеть Иран как одну из важнейших региональных сил в числе членов организации.
О том, что Россия поддерживает международные договоренности с Ираном, в пятницу заявил и президент РФ Владимир Путин.
"Я верю. Мы к этому стремимся, мы считаем, что это чрезвычайно важно, чтобы разрядить ситуацию",— сказал российский лидер, отвечая на вопросы участников Петербургского международного экономического форума. При этом он отметил: если соглашение будет подписано, это станет "одним из главных внешнеполитических успехов президента США Барака Обамы".