На этот раз она была посвящена визуализации с использованием рентгеновского и нейтронного излучений в науках о жизни и материалах. Школа организована в рамках деятельности совместного российско-немецкого института Иоффе-Рентгена (Ioffe-Rontgen-Institute, IRI) и Объединения Рентген-Ангстрема (Rontgen-Angstrom-Cluster, RAC), под эгидой Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" (Россия), Немецкого источника электронов и синхротронного излучения DESY (Германия) и Исследовательского Совета Швеции (Vetenskapsradet).
Научная программа Школы состояла из 40 базовых лекций по использованию нейтронных и рентгеновских методов исследований различных объектов, в том числе твердых, биологических тел, которым было уделено основное внимание. Значительная часть лекций была посвящена собственно технике, аппаратуре – например, схемам лазера на свободных электронах XFEL, его применениям для исследования структуры различных объектов. Рассматривались и различные типы источников нейтронов, методы регистрации, статистической обработки результатов, построения изображения и т.д.
В рамках программы RACIRI также прошли студенческие лекции и конкурсы – презентации Science Slam по новейшим актуальным научным публикациям.
Всего в работе летней школы RACIRI участвовало 62 студента и молодых ученых из России, Германии и Швеции, в том числе 21 российский участник. Для отбора представителей от России было создано специальное жюри на базе Курчатовского института. В результате на Школу поехали молодые ученые и студенты из Томска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Москвы. Естественно, был представлен и сам Курчатовский институт, в экспериментальной базе мегаустановок которого взаимодополняют друг друга и специализированный источник синхротронного излучения, и нейтронов.
В качестве лекторов на Школу были приглашены известные ученые, специалисты из различных областей физики, химии, биологии и наук о материалах из немецкого синхротронного центра DESY, университетов Гетеборга, Уппсалы, Геттингена, технического университета Мюнхена, национальных лабораторий США Berkeley и Oak Ridge, НИЦ "Курчатовский институт", Института кристаллографии имени А.В.Шубникова и др.
Школа началась с неформального общения студентов и лекторов на приветственном приеме в конференционном центре Skogshem & Wijk в пригороде Стокгольма. Этот современный, комфортабельный центр, очень удобный для проживания участников и проведения мероприятий, находится в прекрасной зеленой зоне, на берегу моря, с видом на острова архипелага. Правда, минусом в организации Школы, который отмечали участники, стала минималистическая культурная программа. В отличие от прошлогодней школы в Петергофе, где были организованы интереснейшие экскурсии по этому прекрасному дворцово-парковому комплексу, в музеи Санкт-Петербурга, обзорная прогулка по городу на теплоходе, организаторы Школы в Стокгольме ограничились экскурсией на знаменитый затонувший корабль-музей "Густав Ваза". Так что познакомиться с самим Стокгольмом участники смогли только в день отлета. Но, с другой стороны, удаленность места проведения Школы от исторического центра Стокгольма обеспечила высокую посещаемость лекций.
Школу открыл ее председатель от принимающей стороны профессор Ульф Карлссон, затем с приветственными словами выступили сопредседатель от Германии Франк Ленер и председатель Организационного комитета от России профессор Павел Константинович Кашкаров.
Научную программу открыла яркая лекция профессора Яноша Хайду из университета Уппсалы "The challenged facing structural science”.
Профессор Павел Кашкаров, подводя итоги RACIRI 2014, отметил очень хорошую организацию Школы, в первую очередь благодаря профессору Ульфу Карлссону и профессору Ингер Андерсон. Было организовано несколько мероприятий, где слушатели Школы могли пообщаться в неофициальной обстановке как друг с другом, так и с лекторами – все это, безусловно, способствует укреплению и личных контактов, в том числе на международном уровне, и научных. Не совсем проработанным, с точки зрения П.К.Кашкарова, был вопрос о научной программе. Это в какой-то степени понятно, так как сама идея Школы совсем новая, еще не выработались какие-то четкие рамки научных тематик. Как результат, в программе RACIRI 2014 ряд лекций дублировали друг друга, вплоть до повторяющихся слайдов, были перегружены математическими и техническими терминами. В следующий раз, видимо, надо действовать по принципу "лучше меньше, да лучше", более тщательно отбирая лекторов, в том числе и с точки зрения их ораторских качеств, и тематик их докладов. Может быть, есть смысл, как считает Павел Константинович, сократить число лекций, а проводить, допустим, коллоквиумы, где можно было бы обсудить уже услышанное, закрепить новые знания. Также должны быть более четко проработаны стендовые секции, работы студентов должно оценивать жюри. В одноминутных устных презентациях студентов, которые были на этой Школе, достойно проявить себя молодым людям было очень трудно. Однако представитель Санкт-Петербургского государственного университета Глеб Вальковский в числе 8 студентов был награжден дипломом за лучшую презентацию своей работы в рамках данного мероприятия. Безусловно, оргкомитетам всех трех стран надо будет тщательно проанализировать все плюсы и минусы, обменяться мнениями и постараться выработать для следующей RACIRI 2015 оптимальную научную и культурную программу.
Эту точку зрения разделяет и член Организационного комитета Александр Викторович Спицын. Организация основных мероприятий школы, условия проведения лекций и проживания участников, по его мнению, были на высоте, но, увы, с культурной жизнью Швеции познакомиться почти не удалось. За неделю пребывания для участников Школы желательно было бы сделать обзорную экскурсию по Стокгольму, возможно, посетить знаменитый университет в Уппсале. Также А.В. Спицын считает,что на первой Школе в Петергофе был более широкий охват и научных тематик лекций, и географии лекторов, да и самих участников было 90, так как в прошлом году удовлетворили почти все заявки российских организаций. Также отличался конкурс работ Science Slam – в 2013 году в Петергофе были командные соревнования, где группы по пять человек в течение пятнадцати минут объясняли, показывали какое-то заданное организаторами понятие. Зато на RACIRI 2014 регламент выступления был всего одноминутный, и смогли выступить все участники. Это, полагает А.В.Спицын, очень важно для развития навыков выступлений, тем более на английском языке. Так что, безусловно, по его мнению, Школа удалась, а все отмеченные недостатки – повод их учесть в будущем. Само мероприятие, его формат очень полезны, а так как от российской стороны участники были из многих городов, живое общение молодых ученых станет основой будущего сотрудничества, создания научного сообщества не только с зарубежными коллегами, но и внутри страны, что, может быть, даже более важно.
Это мнение целиком разделяет Анна Симановская – сотрудник белковой фабрики НБИКС-центра, для которой RACIRI 2014 стала первым научным мероприятием такого рода. Анна считает, что для нее в целом вся научная программа Школы была очень интересной, хотя и не совсем по ее специальности, но крайне полезной для расширения научного кругозора. Особо для Анны была интересна лекция "Основы нейтронной дифракции и структурная биология с использованием нейтронов" профессора Флоры Мейлер из Оак-Риджской Национальной лаборатории (США) о новых методах, в том числе нейтронном облучении белковых кристаллов, что может пригодиться и в ее работе. Конечно, молодым людям хотелось бы больше узнать о Швеции, ее культуре, истории, но в целом все участники очень довольны, и коллектив сложился отличный, и кормили хорошо! – подвела итог Анна.
Следующей хозяйкой Третьей Международной школы для молодых ученых (RACIRI-2015) будет Германия.