35 начинающих инженеров-исследователей и научных сотрудников из разных предприятий Росатома, расположенных в Москве, Московской области, Сарове, Троицке, Заречном и Димитровграде, завершили третий модуль обучения в Высшей школе физики Госкорпорации «Росатом».
Центральной темой обучения стало развитие атомной энергетики по двум направлениям: создание и эксплуатация атомных станций малой мощности (АСММ) и водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР). Курс прошел на площадке АНО «Корпоративная Академия Росатома».
Ведущие ученые научных организаций Госкорпорации «Росатом» и ИБРАЭ РАН представили 13 лекций, объединенных общей темой – мультифизичное моделирование всех режимов работы АЭС с помощью суперкомпьютерных технологий, возникающие при этом проблемы, включая методы их решения.
«Участники модуля с интересом прослушали лекции об опыте и практическом применении виртуально-цифровой АЭС с ВВЭР, цифровых двойников АСММ, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Генеральный директор ВНИИАЭС Фарит Тухветов, проработавший 27 лет на Билибинской АЭС (относится к АСММ), рассказал о самых неожиданных проблемах при эксплуатации АСММ в изолированных энергосистемах. Как видите, тематика нашей научной школы отражает общемировые тенденции развития атомной энергетики. В самом ближайшем будущем нам понадобятся высококвалифицированные специалисты, способные работать с проектами АСММ», –
отметил научный руководитель Всероссийского научно-исследовательского института по эксплуатации атомных электростанций (АО «ВНИИАЭС», входит в электроэнергетический дивизион Росатома), научный руководитель приоритетного направления научно-технологического развития Госкорпорации «Росатом» по АСММ Сергей Соловьев.
Плотный график занятий школы сопровождался экскурсионной программой. Участники школы посетили НИЦ «Курчатовский институт», где познакомились с деятельностью лаборатории создания твэлов, отделений реакторного материаловедения и реакторных технологий.
«Программа школы оказалась очень насыщенной, что-то я уже знала, некоторые знания удалось систематизировать, а также получить новую информацию. Помимо важных научных знаний, которые обязательно пригодятся в профессиональной деятельности, мне очень важно было пообщаться с коллегами, узнать, какие направления успешно реализуются, где возникают сложности. Также большое значение имеет возможность задать вопросы топовым учёным страны, услышать об их опыте работы, о развитии их карьеры», – поделилась впечатлением научный сотрудник ГНЦ РФ ТРИНИТИ Анна Угодчикова.
По окончании образовательной программы все участники получили сертификаты.
В последние годы не только в России, но и во всём мире растет интерес к атомным станциям малой мощности. Они привлекательны своим дизайном (могут практически полностью собираться из отдельных модулей), имеют достаточную мощность (до 300 МВт) для небольших населенных пунктов и меньшую себестоимость (в сравнении с классическими АЭС).
Научная школа «Высшая школа физики» – проектная инициатива научного дивизиона Госкорпорации «Росатом», которая включает различные мероприятия, направленные на привлечение талантливой молодежи в сферу науки, подготовку элитных специалистов в области теоретической и экспериментальной физики, развитие научно-технических компетенций работников организаций Госкорпорации «Росатом». В этом году организован уже четвертый поток. Председателем научного совета выступает академик РАН выдающийся российский ученый в области термоядерной энергетики, электрофизики, физики плазмы, научный руководитель нескольких научных организаций Росатома, а также приоритетного направления научно-технологического развития Госкорпорации по ядерной медицине Валентин Смирнов. Как правило, выпускники школы становятся руководителями проектов НИОКР в рамках реализации Единого отраслевого тематического плана (ЕОТП) или Комплексной программы развития атомной науки и технологий в России (КП РТТН), ключевыми членами рабочих групп этих проектов.
«Научные школы Росатома» – отраслевой образовательный проект, нацеленный на развитие научно-технических компетенций молодых исследователей, расширение их кругозора, привлечение и удержание талантливой молодежи в научном секторе Росатома, предоставление молодым ученым доступа к результатам новейших исследований, создание пространства для неформального общения в экспертной среде, развитие научной коммуникации, формирование магистральных трендов развития в научной тематике. Проект реализуется с 2019 года. Формат обучения предполагает полное погружение в проблематику. Два раза в год 30–40 молодых специалистов до 35 лет (уровня научного сотрудника, младшего научного сотрудника) в течение рабочей недели (4-5 дней) участвуют в лекциях, мастер-классах, дискуссиях, технических турах на объекты научного дивизиона. По итогам обучения каждый участник формирует и представляет план действий на ближайшие полгода – год. В него должны войти мероприятия по подготовке к защите диссертации (публикации, конференции и т.д.) или дальнейшему профессиональному развитию.