Украина не может пересмотреть свой статус государства, не обладающего ядерным оружием, поскольку это вызвало бы мощное сопротивление стран Запада, а заявления украинских политиков по ядерным вопросам носят непрофессиональный характер, сообщили РИА Новости в Венском центре по разоружению и нераспространению — одной из ведущих неправительственных организаций, занимающихся исследованиями и консультированием по тематике ядерного нераспространения.
Глава Минобороны Украины Валерий Гелетей ранее заявил, что Киев будет "вынужден" вернуться к вопросу о пересмотре безъядерного статуса, если Запад не поддержит усилия по "защите от России". В свою очередь партия "Свобода" минувшим летом зарегистрировала в Верховной раде законопроект о том, что Украина может стать ядерной державой. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил по этому поводу в среду, что "никто не позволит (Украине) этого сделать, прежде всего западные страны, которые имеют решающее влияние на украинские власти".
"Политическая цена превращения в государство с ядерным оружием будет вредоносна для Украины, а экономические последствия также огромны, аналогично ситуации с Ираном и КНДР",
— сказала РИА Новости директор Венского центра разоружения и нераспространения Елена Сокова. Она пояснила, что теоретически существует процедура выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия, который Украина подписала как безъядерная держава, но "цена выхода будет чрезмерна для Украины".
Ведущий научный сотрудник центра, участник переговоров о выводе советского ядерного оружия с Украины в начале 1990-х годов Николай Соков добавил, что у Украины нет мощностей по обогащению урана и нет реакторов, способных производить оружейный плутоний. Несмотря на наличие у страны большого научно-технического потенциала, разработка ядерного оружия потребовала бы колоссальных усилий и расходов, которые страна не может себе позволить.
"У страны нет таких ресурсов, и не будет международной помощи — я не могу представить себе никакое добросовестно выполняющее свои обязательства государство, которое дало бы Украине деньги для разработки и производства ядерного оружия. Кроме того, политическое сопротивление со стороны Запада будет чрезвычайно высоко — никто не хочет получить еще одно ядерное государство в центре Европы, тем более находящееся в состоянии острого конфликта с Россией",
— сказал Соков.
По словам собеседника агентства, позиция международного сообщества в вопросах нераспространения ядерного оружия была весьма последовательна на протяжении более 20 лет, и он не видит причин для ее изменения.
"В современном мире надо быть Северной Кореей, чтобы встать на этот путь. Или прежде должна полностью распасться вся система международных отношений",
— сказал эксперт. Он добавил, что когда президент Украины Виктор Ющенко хотел создать в стране обогатительные мощности для производства ядерного топлива для АЭС, США этому немедленно воспротивились.
"Заявления о ядерном оружии, которые мы слышим сегодня с Украины, носят опрометчивый, в высшей степени непрофессиональный характер — достаточно вспомнить заявления о том, что Россия якобы угрожала использовать тактическое ядерное оружие или даже переместила ядерное оружие на территорию Украины. Они только дискредитируют украинское правительство",
— сказал Соков.
В пресс-службах Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в четверг отказались комментировать слова министра обороны Украины, заявив, что изменение статуса страны в рамках ДНЯО выходит за рамки компетенции данных организаций.
При этом высокопоставленный дипломатический источник в Вене сказал РИА Новости, что идея об изменении ядерного статуса Украины если и может обсуждаться, то "только в юмористическом ключе".
"Они подписали договор о нераспространении ядерного оружия. Кто им разрешит из него выйти? Это просто невозможно",
— сказал РИА Новости дипломат. Он пояснил, что если Украина начнет тайную военную ядерную программу, то последуют санкции, аналогичные санкциям в отношении Ирана.
"Это хорошо звучит для внутреннего общественного мнения, но с точки зрения осуществимости равно нулю",
— сказал собеседник агентства.