Перспективы развития быстрого исследовательского реактора МБИР, который будет построен в Димитровграде, обсудили сегодня на брифинге, прошедшем в рамках 58-ой сессии генеральной конференции МАГАТЭ.
Выступивший с докладом Александр Тузов (ГК "Росатом") представил основные возможности МБИР как исследовательского аппарата. Вёл брифинг Вячеслав Першуков - заместитель генерального директора ГК "Росатом", директор блока по управлению инновациями.
На брифинге было отмечено, что в России альтернативы МБИРу не существует. Реакторы БН-600 и БН-800 являются энергетическими аппаратами, а реактор БОР-60 постепенно подходит к той черте, когда он выработает свой ресурс.
Альтернативы МБИРу в мире ограничены и неоднозначны. Например, китайский CEFR - это демонстрационный, а не исследовательский реактор. Индийский FBTR работает на нужды национальной программы, японские быстрые реакторы остановлены и их судьба неясна, американский FFTF был окончательно остановлен и уже частично демонтирован, а европейский MYRRHA до сих пор на стадии проекта.
Россия уже вложила крупную сумму в создание реактора МБИР, но двери для иностранного участия в этом проекте по-прежнему не закрыты. На брифинге были озвучены предложения по созданию международного центра на основе МБИР и обрисована возможная модель такого центра.
Раннее вступление в центр даст участникам немало преимуществ. Например, возможность принть участие в определении экспериментальной начинки реактора. Для членов клуба предполагается облегчённый режим доступа научного персонала на установку.
Кроме того, для присоединившихся на раннем этапе "вступительный билет" будет в разы дешевле, чем для тех государств, кто заинтересуется МБИРом после его ввода.
На брифинге задавались вопросы как общего характера, так и частного - например, какой орган будет давать разрешение на проведение экспериментов (естественно, будет привлекаться российский атомнадзор) и будет ли возможность испытывать иностранное топливо.
Брифинг привлёк большое внимание иностранных специалистов. В зале можно было видеть представителей различных государств, находящихся на разных стадиях развития атомной программы - от Чешской Республики до Ирана.