Министерство энергетики США рассекретило документы времён холодной войны, посвящённые Роберту Оппенгеймеру — руководителю проекта «Manhattan», обвинённому в симпатиях к коммунистам. В стенограммах Оппенгеймер объяснял, что, несмотря на предложение «о вербовке», передавать секреты в СССР он отказался.
Стенограммы, размещённые на сайте министерства спустя 60 лет, содержат более 1950 документов, касающихся уровня секретности Оппенгеймера. Учёный работал в Манхэттенском проекте в Лос-Аламосской национальной лаборатории и стал наряду с Ю.Б. Харитоном отцом атомной бомбы. Как и Харитон, Оппенгеймер жил в закрытом военном городке.
В начале пятидесятых знаменитый физик в одночасье потерял допуск к секретной информации: служба безопасности утверждала, что жена и брат Оппенгеймера были коммунистами, а он сам выделял деньги коммунистическим организациям и даже был замечен в попытке разглашения сведений об атомной бомбе.
Как следует из рассекреченных документов, в 1954 году учёный пытался вернуть свой доступ и даже написал письмо в комиссию по атомной энергии США. Однако письмо не было прочитано.
Как рассказал Оппенгеймер, еще до Второй мировой он встретился с тремя учёными, сбежавшими из СССР в 30-х годах (их имена — Placzek, Weisskop и Schein). Поразившись мрачным рассказам физиков, Оппенгеймер укрепился в мысли, что Коммунистическая партия в России отличается от зарубежных аналогов и ему более не симпатична. В самой партии он никогда не состоял.
Тем не менее, коммунистические идеи поначалу не мешали атомщикам: в начале работы проекта у американских учёных была информация об аналогичных исследованиях в нацистской Германии. Времени было в обрез, поэтому «прошлые связи с коммунистами или симпатии к ним не становились причиной увольнения учёных, если люди были важны для работы», — отмечал Оппенгеймер в рассекреченном интервью.
— Мне ничего неизвестно о попытках получения секретных сведений из Лос-Аламоса, — подчеркивал тогда физик. — Ещё до моего назначения в этот город, в 1943 году, ко мне пришёл мой друг Haakon Chevalier с женой. На кухне он рассказал, что его друг George Ententon интересовался передачей технической информации советским учёным. Я жёстко отказал, и на этом тема была исчерпана.
Однако, в те годы Оппенгеймер не знал, что в Лос-Аламос уже приехал Клаус Фукс, симпатизировавший СССР. Фукс пользовался абсолютным доверием Оппенгеймера и был допущен к испытаниям на всех этапах. Это позволило ему 13 июня 1945 года передать данные о бомбе в Москву. Через год Фукс уехал в Англию, а разведка в США прекратилась.
С 1992 года Лос-Аламос является городом-побратимом Сарова. В 2013 году в США умер один из старейших разработчиков ядерного оружия, соратник Оппенгеймера Гарольд Агню. Несмотря на участие в ядерных испытаниях и личных наблюдениях за Хиросимой, он дожил до 92 лет. В отличие от Оппенгеймера, он никогда не считал Советский Союз врагом.