Еженедельник «Дубна» продолжает ежемесячно следить за ходом реализации одного из проектов Семилетнего плана ОИЯИ DRIBs-III. В пятницу 31 октября 2014 г. состоялся общелабораторный научный семинар Лаборатории ядерных реакций имени Г. Н. Флерова «Пределы масс ядер. Программа экспериментальных исследований сверхтяжелых элементов». В конференц-зале ЛЯР собрались ведущие ученые и специалисты лаборатории и Института.
– Открытие сверхтяжелых элементов и сооружение нового экспериментального комплекса в ЛЯР ОИЯИ существенно расширяет поле исследований предельно тяжелых (сверхтяжелых) ядер, – отметил, открывая семинар, вице-директор ОИЯИ М. Г. Иткис. И этот семинар – первое обсуждение программы исследований лаборатории на 2014 – 2024 годы.
«Синтез и исследование сверхтяжелых ядер. Фабрика сверхтяжелых элементов» – такова была тема доклада научного руководителя лаборатории Ю. Ц. Оганесяна. Юрий Цолакович напомнил историю синтеза и поиска СТЭ, начиная от первых теоретических работ (середина 1960-х), объясняющих и предсказывающих возможность существования заурановых элементов (А. Собичевски, Ф. Гареев, Б. Калинкин, ЛТФ ОИЯИ, 1966), наработка мишенных материалов на реакторах в Димитровграде (РФ) и Ок-Ридже (США) и эксперименты на циклотроне У400 ЛЯР ОИЯИ, в которых были открыты первые ядра сверхтяжелых элементов, расставил акценты на дальнейшем развитии идей и методов. В 2000 году практика подтвердила: Дубна вырвалась в этом соревновании на передовые позиции. И теперь на семинаре обсуждаются создание фабрики СТЭ (2014 – 2017 годы), получение первых пучков, первые эксперименты на новой ускорительной и методической базе (2016–2017), новые возможности создающихся и модернизируемых циклотронов, пути оптимальной доставки пучков ионов от источников в ускорители и многие другие проблемы, которые конкретизируют в своих сообщениях руководители соответствующих тем.
Ядрам на границе острова стабильности СТЭ посвятил свое сообщение В. К. Утенков. О двух направлениях спектроскопии сверхтяжелых ядер рассказал А. В. Еремин. О спонтанном делении тяжелых ядер: от актиноидов до СТЭ, – Г. М. Тер-Акопьян. Отдельная тема: химия сверхтяжелых элементов, – была раскрыта С. Н. Дмитриевым. Уже знакомая читателям нашей рубрики тема: ускоритель DC-280 и экспериментальный зал фабрики СТЭ, – была в подробностях освещена Г. Г. Гульбекяном. Два сообщения: сепараторы сверхтяжелых ядер и мишенные материалы на высокопоточных ядерных реакторах, – сделал А. Г. Попеко.
О прикладных исследованиях (С.Н. Дмитриев) и подготовке научных и инженерных кадров (А.С. Деникин), наряду с другими темами, речь пойдет на следующих семинарах этого цикла.
– Программа на ближайшие три года ясна, – сказал Ю. Ц. Оганесян. – В том плане, что надо сделать и что модернизировать. Впереди, если говорить о последующих планах, много нестандартных подходов и решений. Важно, что наши ускорители должны работать день и ночь, выдавать на эксперимент семь тысяч часов в год. То же – с сепараторами, мишенями, детекторами. И здесь надо быть готовыми ко многим неожиданностям. Сейчас мы обсуждаем перспективы, чтобы в нашей области исследований четко видеть задачи и перспективы следующего Семилетнего плана развития Института.
– Основные контуры десятилетней программы, – завершил обсуждение С. Н. Дмитриев, – нам надо иметь в декабре-январе. Мы благодарны правительству Московской области за финансовую поддержку. Надеюсь, что это обсуждение было полезным для всех.