Международный симпозиум, посвященный 70-летию открытия академиком В. И. Векслером принципа автофазировки, открылся 10 ноября 2014 г. в Лаборатории физики высоких энергий имени В. И. Векслера и А. М. Балдина.
Директор ОИЯИ академик В. А. Матвеев начал свой доклад с демонстрации статьи, опубликованной В. И. Векслером в журнале «Доклады Академии наук СССР» в апреле 1944 года, когда еще шла война. Именно в этой статье описывается новая методика ускорения частиц, впервые изложен принцип автофазировки, к которому годом позже пришел американский физик Э. Макмиллан.
«Конечно же, у В. И. Векслера было много коллег, которые помогали ему в разработке этого принципа, – отметил докладчик. – И когда стали создаваться новые ускорители заряженных частиц, работающие на этом современном принципе и позволяющие гораздо более эффективно достигать энергии ускоренных частиц: как электронов, так и более тяжелых – протонов, ионов, – очень большой вклад внесли многие институты. Это Ленинградский физико-технический институт, ФИАН, «Курчатовский институт» и сам И. В. Курчатов и много-много других».
Открытие привело к созданию нового типа ускорителей заряженных частиц, которые сейчас широко используются в физике для ускорения как релятивистских, так и ультрарелятивистских частиц, включая ионы. И первый среди них – всемирно известный дубненский синхрофазотрон с рекордной для того времени энергией. Такое мощное достижение дало начало новому, большому рывку в физике и технике ускорения. В 1993 году был запущен первый сверхпроводящий синхротрон для ускорения тяжелых ионов – Нуклотрон. Это было сделано по инициативе и при большой поддержке академика А. М. Балдина. Следующим шагом в развитии базовых установок ОИЯИ стало предложение создать сверхпроводящий коллайдер тяжелых ионов – проект NICA, реализация которого вошла в утвержденный КПП Семилетний план развития Института, и в 2019 году планируется получить работающую машину.
Применение принципа автофазировки открыло новую эру в физике элементарных частиц, позволило создать крупные ускорительные комплексы, которые, в свою очередь, стали центрами международного сотрудничества в области фундаментальной ядерной физики и физики элементарных частиц. Достаточно упомянуть LHC, FNAL, BNL, GSI, FAIR и другие. Проектируются и создаются новые комплексы, и один из примеров – проект будущего циркулярного коллайдера в ЦЕРН.