"Шестерка" международных посредников и Иран продлили переговоры по иранской ядерной программе до конца июня, не сумев выполнить взятые на себя обязательства и заключить к 24 ноября всеобъемлющее соглашение по гарантиям ее исключительно мирного характера и порядку снятия санкции с Тегерана.
Министры заявили, что женевский план действий доказал свою эффективность. Ограничения, наложенные женевским соглашением, останутся в силе и будут находиться под контролем МАГАТЭ. А Иран, по словам главы МИД Великобритании Филипа Хаммонда, сможет ежемесячно получать по 700 миллионов долларов из своих замороженных активов.
К концу десятого раунда, начавшегося 18 ноября, собрались все: госсекретарь США Джон Керри, координатор "шестерки" Кэтрин Эштон, главы МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, России Сергей Лавров, Франции Лоран Фабиус, Великобритании Филип Хаммонд, Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Китая Ван И.
Российская сторона неоднократно заявляла, что все участники проявляют политическую волю достичь соглашения в срок. Но одной воли оказалось недостаточно.
Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что главным препятствием к достижению соглашения на переговорах стало серьезное взаимное недоверие сторон. Ранее источник, близкий к переговорам, сообщал РИА Новости, что позиции Ирана и США с их западными союзниками являются друг для друга неприемлемыми по многим пунктам.
Зариф в очередной раз подтвердил, что иранская ядерная программа носит исключительно мирный характер, при этом отметив, что всеобъемлющее соглашение "обязательно будет включать серьезную, а не символическую обогатительную программу в сочетании со снятием санкций".
Сергей Лавров по завершении раунда заявил, что на переговорах в Вене проделана "львиная часть" работы, осталось согласовать технические детали. Тем не менее, в финальном заявлении, которое через семь часов после окончания переговоров зачитали Эштон и Зариф, на выработку политического соглашения выделяется четыре месяца.
"Мы намерены продолжить существующий темп движения, чтобы закончить эти переговоры в кратчайшие возможные сроки в период до четырех месяцев",
— говорится в заявлении. При этом остальное время до конца июня отводится на доработку технических тонкостей.
Ближайшая встреча на уровне политдиректоров пройдет в начале декабря. По словам Зарифа, "американским друзьям" дадут возможность отпраздновать День благодарения, за которым незамедлительно начнется 11-й раунд переговоров.
За четыре месяца сторонам предстоит достичь политического рамочного соглашения. "Если по истечении четырех месяцев мы не достигнем соглашения по главным элементам, мы пересмотрим их дальнейшее проведение", — заявил госсекретарь США Джон Керри.
Во всех заявлениях по итогам переговоров говорилось о том, что в их ходе были представлены новые идеи, нуждающиеся в экспертной проработке. По словам главы МИД КНР Ван И, Китай привез на встречу новые предложения. Зариф также заявил, что делегация Ирана представила "много новых идей".
Глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер также упомянул высказанные предложения, не сообщив никаких подробностей.
"Был достигнут прогресс, предложены новые идеи, и тот темп движения, который достигнут на переговорах в Вене, необходимо использовать",
— сказал он журналистам.
Его французский коллега Лоран Фабиус сообщил, что новые идеи "требуют очень точного технического изучения".
Помимо встреч делегаций в Palais Cobourg, в Вене на полях переговоров состоялась встреча Керри с главой МИД Саудовской Аравии принцем Саудом аль-Фейсалом. Кроме того, Керри провел телефонную беседу с премьер-министром Израиля Беньямином Нетяньяху и главами МИД стран Персидского залива.
В СМИ появились сообщения о том, что именно позиция государств региона повлияла на ход переговоров. Это косвенно подтвердил глава МИД ФРГ. "Мы несем ответственность не только за государства "шестерки", но и за многие государства мира, особенно за непосредственных соседей (Ирана), чья безопасность напрямую зависит от развития иранской ядерной программы", — сказал журналистам Штайнмайер, объясняя причины продления срока переговоров.
Важной составляющей хода переговоров является и позиция американского конгресса. Керри выразил надежду, что новый состав конгресса, начинающий работу в январе, не повлияет на дискуссию по ядерному досье Ирана, "проявит мудрость и даст несколько месяцев на продолжение переговоров". Несмотря на то, что соглашение так и не было достигнуто, США выступили против введения дополнительных санкций, назвав это контрпродуктивной мерой.
Кэлси Дэвенпорт, директор по политике в области нераспространения Ассоциации по контролю над вооружениями из Вашингтона, наблюдавшая за ходом переговоров в Вене, сказала в интервью РИА Новости, что достичь соглашения после 24 ноября станет сложнее, потому что это "даст критикам возможность столкнуть с рельсов процесс переговоров". Она также предупредила, что попытки подорвать переговорный процесс в течение следующих семи месяцев "могут привести к эскалационным действиям обеих сторон, которые, в свою очередь, могут привести к большему кризису на Ближнем Востоке".