21 – 22 ноября 2014 г. в Дубне состоялась сессия Комитета полномочных представителей правительств государств-членов Объединенного института ядерных исследований. Среди обсуждаемых на ней вопросов – результаты деятельности ОИЯИ в 2014 году и планы на 2015 год, проект бюджета ОИЯИ на следующий год и проекты взносов государств-членов ОИЯИ на 2016, 2017 и 2018 годы.
Минутой молчания почтили участники заседания память ушедшего из жизни научного руководителя ОИЯИ академика РАН Владимира Кадышевского.
Открыла сессию КПП полномочный представитель правительства России в ОИЯИ, заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. Она высоко оценила роль и авторитет Объединенного института ядерных исследований в области фундаментальной физической науки и заявила о всемерной поддержке деятельности ОИЯИ со стороны российского правительства.
Особое внимание заместитель министра уделила мега-сайенс проекту мирового уровня, реализующемуся в Дубне, – созданию коллайдера тяжелых ионов NICA. Как представитель правительства РФ она озвучила официальную позицию по этому проекту:
– Сегодня Россия активно участвует в реализации мегапроекта ОИЯИ NICA. И в этой связи будет осуществлен комплекс мер, направленный на обеспечение взноса Российской Федерации на целевое финансирование реализации в приоритетном порядке мегапроекта NICA в Объединенном институте ядерных исследований, на территории Российской Федерации.
Заместитель министра подчеркнула, что министерство образования и науки РФ высоко оценивает действия дирекции ОИЯИ по расширению международной коллаборации участников проекта NICA, заверила, что Россия выполнит ранее согласованные обязательства по взносам в бюджет ОИЯИ в 2015–2018 годах и выразила поддержку новой методики расчета взносов, основанной на принципе платежеспособности государств-членов ОИЯИ.
– Мы с пониманием относимся к особенному статусу взноса России в новой методике, что обусловлено исторически сложившейся ситуацией, связанной со спецификой Объединенного института ядерных исследований как международной межправительственной научно-исследовательской организации и тем, что Россия является страной местопребывания ОИЯИ, – сказала она.
Людмила Огородова передала полномочия председательствующего на сессиях КПП ОИЯИ, которые она выполняла в течение года, вновь избранному на это место полномочному представителю правительства Болгарии Лачезару Костову. Помимо руководящих полномочий болгарскому ученому вручен также диплом почетного доктора ОИЯИ. Принимая из рук директора ОИЯИ награду, удостоверяющую его большой вклад в развитие науки и сотрудничества ученых стран-участниц, Лачезар Костов признался, что испытывает большое волнение:
– Это высочайшая честь. И я понимаю, что это оценка не только моего личного вклада в работу КПП, в развитие нашего Института, в подготовку молодых ученых, но всего сообщества болгарских физиков. И хотя страна наша небольшая, мы и в дальнейшем будем стремиться к тому, чтобы внести максимальный вклад в развитие нашего общего Дома науки в Дубне.
Итоги, планы, комментарии
С кратким обзором результатов деятельности ОИЯИ в 2014 году и планов на 2015 год на сессии КПП выступил директор института академик РАН Виктор Матвеев, рассказавший, в том числе, об активных усилиях по реализации двух крупномасштабных проектов ОИЯИ – комплекса NICA и фабрики сверхтяжелых элементов. Представитель правительства РФ дала высокую оценку этому докладу.
– Объединенный институт ядерных исследований является по-настоящему международной организацией, которая много лет удерживает приоритет в области фундаментальных исследований физических явлений и, конечно, имеет заслуженное международное признание. Очень серьезный научно-технический потенциал, и экспериментальная база очень серьезная, – отметила Людмила Огородова в своем комментарии для журналистов. – Министерство образования и науки РФ считает эту организацию и исследования, которые здесь выполняются, приоритетными. Что это означает?
Это означает, что любой ресурс сосредоточивается и вкладывается в развитие и исследования, которые проводятся на этой базе, – и административный, и финансовый. В первую очередь мы выполняем обязательства по финансовой поддержке. Тот взнос, который делает Российская Федерация в развитие проектов Объединенного института ядерных исследований, и в этом году будет выполнен. Министр образования и науки подтвердил, что мы будет выполнять и последующие свои обязательства.
Перед тем, как мы открыли эту сессию, у нас было совещание с министром, на котором мы говорили конкретно о проекте NICA. Поскольку количество стран, которые хотят присоединиться к этому проекту, увеличивается и заинтересованность в странах довольно серьезная (в частности, на Инновационном форуме в Шанхае я проводила встречи, на которых было подтверждено, что три ведущих института Китая в области фундаментальной и экспериментальной физики хотят присоединиться к проекту NICA), то в связи с этим мы понимаем, что и обязательства России по взносу в проект должны опережать те желания, которые высказывают наши зарубежные партнеры. Сейчас мы еще раз собрали нашу рабочую группу (директор и вице-директор ОИЯИ, наши заместители, департамент финансов) и приступили к такому штурму, чтобы завершить оформление всех документов и согласование их с министерствами финансов и экономического развития РФ, тогда мы могли бы обратиться за выделением финансирования под проект NICA.
Сегодня на сессии все мы слышали доклад Виктора Анатольевича Матвеева о том, как четко выполняются все обязательства по программе развития этого проекта. Я наблюдала, как мои партнеры – представители других стран-участниц ОИЯИ одобрительно кивали головами, видя, как осуществляется график: очень важно для таких технологий не растягивать внедрение и строительство. И для меня как представителя страны, передавшей эстафету председательства на сессиях КПП, конечно, было большой честью слушать такой доклад: при ограниченных ресурсах продемонстрировано, тем не менее, выполнение обязательств. Министерство образования и науки тоже будет стремиться свои обязательства выполнять.
В свою очередь, академик РАН Виктор Матвеев отметил:
– Как я пытался донести до сведения всех участников сессии, работы по проекту NICA нарастают с огромной скоростью, разворачиваются во многих направлениях – и взаимодействия с генеральным подрядчиком, который ведет гражданское строительство этого объекта, и в области инженерии, и по сотрудничеству со многими странами, которые помогают нам создать уникальное научное оборудование. Я бы сказал: давно не было такого нарастания интенсивности высоконаучной работы. Поэтому для нас, конечно, очень важно иметь уверенность, что страны-участницы, в первую очередь, страна местопребывания – Россия нас не подведут. Слова заместителя министра о том, что Россия приложит все усилия и реализует все, что обещала, для нас имеют колоссальное значение. Это дает нам надежду на то, что все задуманное мы сделаем. И, безусловно, это оказывает влияние и на другие страны-участницы: видя такую четкую, уверенную позицию России, они, конечно, не захотят отстать, потому что ОИЯИ – это наш общий дом, наше общее дело. И я уверен, что мы все это сделаем.
Возвращаясь к Седьмому международному инновационному форуму «Пуцзян» в Шанхае (он проходил 25–26 октября этого года), о котором сказала заместитель министра, замечу, что российскую делегацию на нем возглавлял помощник президента РФ Андрей Фурсенко. И, как сообщалось официально, он высказал мнение, что Россия и Китай сейчас должны оценить возможность совместного запуска глобальных проектов в области фундаментальной науки, аналогичных по своему масштабу европейским Международному экспериментальному термоядерному реактору или Большому адронному коллайдеру. «Было бы интересно рассмотреть возможность такого типа проектов, которые на данной стадии являются затратными и для России, и для Китая, но в ходе работы над которыми возникает много интересных инновационных решений», – сказал Андрей Фурсенко. Он отметил, что примером такого сотрудничества мог бы стать реализуемый в Дубне проект NICA, предусматривающий строительство уникального ускорителя частиц к 2016 году.
Академик Виктор Матвеев, продолжая тему возможного участия Китая в проекте NICA, добавил:
– В начале декабря этого года мы примем в ОИЯИ большую группу китайских ученых, представителей ведущих научных институтов Китая. И я убежден, что придем к определенному заключению. По крайней мере, сейчас виден взаимный интерес. Мы уже используем определенные новейшие технологии Китая в создании сверхпроводящих магнитов, а они, конечно, видят возможности нового роста для себя. Сейчас, как никогда, все сознают, что наука – вещь глобальная, нельзя думать, что можно достигнуть успеха, не опираясь на опыт всего человечества.
Директор Объединенного института ядерных исследований прокомментировал также ход реализации второго важнейшего проекта ОИЯИ – по созданию фабрики сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н. Флёрова:
– Рад сообщить, что сложнейший элемент нового циклотрона DC-280 – коммутирующий магнит уже находится на территории ОИЯИ. Начало поставок элементов большого магнита планируется с конца декабря этого года. Это, может быть, самое важное: наши украинские коллеги выполнили свою задачу, оправдали те надежды, которые мы на них возлагали. Надо сказать, что технологии украинских предприятий, в частности, Новокраматорского завода, исключительно высоки, и я думаю, что достигнуть такого качества по той цене, которую мы заплатили, ни в каком другом месте было бы невозможно. Конечно, надо немного ускорить темпы работ по строительству нового комплекса: здесь были проблемы в самом начале, но, поняв их природу и причины, мы их преодолеваем и наверстываем упущенное.
На сессии КПП были заслушаны сообщения о перспективах развития взаимоотношений ОИЯИ с ЦЕРН и органами научной политики Евросоюза – главный ученый секретарь ОИЯИ Н. А. Русакович, а также о перспективах привлечения новых стран в ОИЯИ – руководитель отдела международных связей Д. В. Каманин.
С научным докладом «Перспективы реализации нейтринной программы ОИЯИ» выступил директор Лаборатории ядерных проблем имени В. П. Джелепова Вадим Бедняков.
Традиционно в общей дискуссии приняли участие все полномочные представители правительств стран-участниц. Они выразили благодарность за высокий уровень и информативность докладов, высоко оценили научную значимость и перспективность проектов, над которыми работает коллектив Института, значительные усилия, направляемые на расширение международного научного сотрудничества.
В субботу 22 ноября полномочный представитель правительства Румынии в ОИЯИ академик Н. В. Замфир сделал доклад о проекте Евросоюза в Румынии «Extreme Light Infrastructure – Nuclear Physics». Этот проект является объектом пристального наблюдения всего Европейского Сообщества. В рамках проекта уже через несколько лет планируется создание сверхмощных лазеров, более чем в 6 раз превосходящих по мощности все существующие на сегодняшний день.
Основной целью проекта является решение фундаментальных и прикладных задач в области лазерной физики высоких энергий и, в частности, изучение поведения вещества в экстремальных световых полях. Проект в своем роде уникален, так как представляет из себя научную инфраструктуру, созданную коллаборацией из 13 европейских стран. Объекты инфраструктуры расположены в трех странах Восточной Европы: Румынии, Чехии и Венгрии. На сегодняшний день ELI находится на этапе строительства. Научные институты Румынии, Чехии и Венгрии на данном этапе работают над реализацией проекта независимо друг от друга, но под управлением единой координационной системы. У каждого научного института есть свои задачи, практическое решение которых каждая страна выбирает на базе имеющихся возможностей и индивидуальных особенностей структурного развития. Центр ядерной физики строится в Румынии. Научно-исследовательская работа центра будет сконцентрирована на исследованиях в области фундаментальной ядерной физики и астрофизики. В частности, особое внимание будет уделено физике фотоядерных процессов, а также различным приложениям, включая контроль ядерных материалов.
Венцом всего проекта ELI, сообщается в материалах АНИ ФИАН-информ, должен стать центр развития сверхвысокой интенсивности с энергией до 200 ПВт — лазер, мощность которого даже сейчас еще за гранью фантастики. Одна из задач создания такого мощного лазера — расщепить материю вакуума и посмотреть из чего он состоит. Масштабность эксперимента оценивается на одном уровне с Большим адронным коллайдером.
На открытии выставки «ELI – Nuclear Physics» директор ОИЯИ Виктор Матвеев сказал:
– Только что вы слышали доклад академика Н. В. Замфира об этом проекте. Это очень интересно, и конечно, хотелось бы понять, как наш Институт мог бы участвовать в этом проекте. Это же ядерная физика, тоже наша специальность. Это исключительно многообещающее направление исследований, которое обещает перспективные результаты для развития ускорительной техники, применений в медицине. Мы благодарны вам за прекрасный доклад в таком новом направлении исследований.
– Эта выставка не случайно совпадает с докладом полномочного представителя правительства Румынии в ОИЯИ Н. В. Замфира, – отметил в своем выступлении профессор Георге Стратан. – И это значительно облегчает мою задачу, потому что я могу перевести все ваши вопросы на автора доклада. Хочу поблагодарить всех участников этой выставки. Их не видно, но их вклад был существенным. И конечно не могу не упомянуть, что директор ОИЯИ, открывший выставку, уделил большое внимание при проведении этой части сессии КПП. Также существенный вклад внес посол Румынии в Российской Федерации Е. П. Василе Соаре.
Следующая сессия КПП состоится в Дубне 25–26 марта 2015 г.