Глава «Росатома» Сергей Кириенко сделал последнее предупреждение финской энергокомпании «Фортум». В случае отказа поставщика от снижения тарифов на ресурсы для ПО «Маяк» и перехода на статус вынужденного поставщика в Озерске госкорпорация готова строить собственные энергомощности. Иначе под угрозу будет поставлена конкурентоспособность продукции одного из крупнейших предприятий атомной отрасли страны. В «Фортуме» пока не готовы обсуждать ценовые уступки как в адрес «дочки» госкорпорации, так и муниципалитета в целом. Компания готовится в судебном порядке оспорить схему теплоснабжения муниципалитета, которая предполагает создание альтернативных источников тепла. Эксперты видят возможность в сложной экономической ситуации отказаться от новой схемы теплоснабжения.
«Нас не устраивает с точки зрения развития «Маяка» ситуация со стоимостью тепла и электроэнергии для города и предприятия. Поэтому я дал добро Михаилу Ивановичу (Похлебаеву) сделать детальный анализ и подготовить инвестпроект. Либо будем договариваться с поставщиком – компанией «Фортум» – об адекватных ценовых условиях, либо, если они к этому не готовы, будем искать собственные инвестиционные средства и делать автономные источники»,
– заявил Сергей Кириенко.
В ПО «Маяк» точные суммы затрат за теплоэнергоснабжение воздержались назвать, отметив, что сумма исчисляется в миллиардах рублей. Затраты на эти цели пока позволяют комбинату сохранять конкурентоспособность продукции, но, учитывая планы «Фортума» повысить их в 2 раза, могут крайне негативно сказаться на работе стратегического предприятия атомной отрасли.
«Затраты на энергию и тепло сейчас занимают довольно значительную часть в себестоимости продукции. Мощности Аргаяшской ТЭЦ, которая снабжает Озерск энергией, частично работают в вынужденном режиме. Потребители получают энергию по 2-ставочному тарифу, в результате чего возникает значительная переплата. В 2014 году на коммерческой основе оплата энергии составляла 140 тысяч рублей за 1 мегаватт, для организаций вынужденного режима тариф установлен в 289 тысяч рублей за мегаватт. Это не значит, что мы платим именно 289 тысяч рублей – электроэнергию берем из общего котла, – но затраты значительные»,
– описал ситуацию главный энергетик ПО «Маяк» Виктор Гробовский.
Откровенное недовольство со стороны ПО «Маяк» и администрации муниципалитета вызывают тарифы на теплоснабжение с учетом перспектив их повышения. Ежегодно город потребляет порядка 300 гигакаллорий теплоэнергии, из которых порядка 50% приходится на ПО «Маяк». Для рядовых потребителей, по данным администрации Озерска, тарифы пока удерживаются на отметке порядка 800 рублей за гигакаллорию. Тарифов для ПО «Маяк» ни ЕТО, ни поставщик тепла не оглашают. Как правило, они существенно превышают планку, установленную для физлиц.
В «Маяке» в рамках обеспечения собственной энергетической безопасности разрабатывают программу создания альтернативных источников теплоснабжения. В частности, мощность находящейся на территории комбината пуско-резервной котельной на 100 мегаватт планируется увеличить в 2 раза, а также создать две новые котельные с мощностью, «достаточной для удовлетворения потребности ПО «Маяк». Затраты на развитие теплоэнергетики, по предварительным оценкам, приблизятся к миллиарду рублей.
Пиковая котельная «Маяк» мощностью 100 мегаватт будет передана на баланс муниципалитета в течение 2015-2016 годов. Городские власти вписали ее в схему теплоснабжения, которая была одобрена на общественных слушаниях.
«Думаю, «Фортум» будет уходить с рынка в Озерске. Он пытался продать Аргаяшскую ТЭЦ. Для компании она убыточна. Задолженность города перед поставщиком превысила 600 миллионов и продолжает расти. Власти пытаются защитить население, не допуская рост тарифов. Варианты собственных источников теплоснабжения обсуждались давно, но источники их финансирования не ясны. В сложных экономических условиях не исключено, что придется работать по старой схеме теплоснабжения»,
– считает президент Ассоциации малой энергетики Урала Максим Загорнов.
ПО «Маяк» и администрация муниципалитета надеются на включение финансирования строительства энергообъектов в Федеральную целевую программу. Однако документ до сих пор не утвержден.
За всеми этими обсужлениями остаётся в стороне один риторический вопрос - как так получилось, что теплоснабжением закрытого города и предприятия, решающего в том числе и оборонные задачи, занимается компания иностранного государства?