После пятидневных дебатов Национальный совет принял разработанную правительством «Энергетическую стратегию-2050». Два старейших атомных реактора будут отключены после 60 лет эксплуатации, строительство новых станций запрещено.
К удивлению некоторых наблюдателей, предрекавших провал всего пакета поправок во время окончательного голосования, Национальный совет принял проект 110 голосами против 84. Таким образом, энергетическая стратегия Конфедерации на ближайшие годы начинает приобретать все более четкие очертания. Следующий шаг за Советом кантонов, к которому перешло досье.
Прислушавшись к мнению Федеральной инспекции по ядерной безопасности (IFSN), депутаты нижней палаты решили установить максимальный срок эксплуатации АЭС Безнау-1 и 2 на уровне 60 лет. Это значит, что один из них (старейший атомный реактор в мире) будет остановлен в 2029-м, а второй – в 2031 году, при условии соответствия требуемому уровню безопасности в течение оставшегося времени.
Это условие не относится к АЭС в Мюлеберге, коммерческая эксплуатация которой началась в 1972 году, всего через 3 года после запуска «Безнау-1». Такое решение депутатов связано с тем, что компания-оператор BKW уже объявила о прекращении работы атомной станции в 2019 году в связи с нецелесообразностью вложения дополнительных средств в долгосрочную эксплуатацию.
Парламентарии решили не ограничивать время работы более современных реакторов – Гесген (1979) и Ляйбштадт (1984). При этом компания-оператор Alpiq, которой принадлежат обе АЭС, должна будет представить Федеральной инспекции по ядерной безопасности концепцию их долгосрочной эксплуатации. Раз в 10 лет, оценив состояние реактора, IFSN сможет принять решение о продлении времени его работы на такой же срок. Если владелец АЭС не реализует представленную концепцию, работа станции может быть приостановлена.
Президенту совета директоров BKW (компании, владеющей АЭС в Мюлеберге) Урсу Гаше, представляющему Буржуазно-демократическую партию (PBD), удалось добиться выплаты компенсаций операторам, решившим досрочно прекратить эксплуатацию атомных станций. С минимальным перевесом (97 голосов против 96) Национальный совет одобрил это предложение, несмотря на противоположную точку зрения, которой придерживалась парламентская комиссия.
Выработанную в ходе пятидневного обсуждения концепцию поддержали партии левого крыла, настаивавшие на остановке атомных станций по истечении 50 лет эксплуатации задолго до катастрофы на Фукусиме, послужившей толчком для появления «Энергетической стратегии-2050». Вполне логично, что вынесенная на обсуждение днем позже инициатива Партии зеленых о демонтаже атомных станций после 45 лет работы была также отвергнута Национальным советом. Таким образом, в этом вопросе последнее слово останется за народом.
С другой стороны, правым партиям, выступавшим за предоставление операторам большей свободы выбора по срокам работы АЭС, тоже не удалось склонить чашу весов в свою пользу. Надеясь оставить дверь приоткрытой для развития атомной энергетики, ее сторонники предлагали убрать из законопроекта положение о запрете строительства новых АЭС. Однако 115 голосами против 77 Национальный совет отказался это сделать.
Министр энергетики Дорис Лойтхард подчеркнула, что никто не готов играть с безопасностью населения, однако для замещения мирного атома другими источниками энергии потребуется время. Необходимыми условиями, при которых поэтапный отказ от атомной энергетики станет возможным, являются развитие «зеленых» технологий и снижение энергопотребления.
Согласно установленным Национальным советом на прошлой неделе требованиям, конечный объем потребляемой энергии на человека в год должен уменьшиться к 2020-му на 16% (-3% только электроэнергии), а к 2035 году – на 45% (-13% электроэнергии). Счета потребителей могут вырасти на 2,3 сантима за кВт•ч, которые будут направлены на поощрение производителей альтернативной возобновляемой энергии. При этом собственное производство Швейцарии (без учета гидроэнергетики) должно вырасти до 4400 ГВт•ч в 2020-м и до 14500 ГВт•ч в 2035 году.