Великобритания после выхода из состава Евросоюза и, соответственно, из состава Евратома, может взять за образец в отношениях с Евратомом систему, существующую в Швейцарии. Об этом на прошлой неделе заявил на встрече с депутатами британского парламента начальник отдела международных связей в энергетике Федерального агентства по энергетике Швейцарии (SFOE) Жан-Кристоф Фюег (Jean-Christophe Füeg).
SFOE подчинено Департаменту (министерству) окружающей среды, транспорта, энергетики и связи Швейцарии.
Швейцария не является и никогда не была членом ЕС, в связи с чем установила «особые отношения» с Евросоюзом в вопросах энергетики. Жан-Кристоф Фюег в течение нескольких последних лет отвечает за переговоры между Швейцарией и ЕС по энергетическому соглашению.
18 октября подкомитет по энергетике и окружающей среде британской Палаты лордов заслушал аргументацию Фуэга в рамках слушаний «Брексит и энергетическая безопасность». По итогам было принято решение изучить преимущества и недостатки энергетических отношений Швейцарии с ЕС и уровень влияния Швейцарии на энергетическую политику ЕС.
Сотрудничество Швейцарии и ЕС
Отвечая на вопрос о том, в какой степени Швейцария сотрудничает с ЕС в области ядерной безопасности, физической зашиты и отраслевой науки, Фюег напомнил, что его страна не является ни членом Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома), ни Агентства по поставкам Евратома, в то время как Великобритания в настоящее время является членом обеих этих организаций. По его словам,
«Мы являемся только ассоциированной стороной по ряду научно-исследовательских проектов Евратома, включая ИТЭР. Мы также участвуем в мероприятиях Евратома, связанных с безопасностью АЭС и с ядерным топливным циклом. В сфере регулирования наша Инспекция по ядерной безопасности (ENSI) является наблюдателем в Ensreg (Европейской группы регуляторов ядерной безопасности). В этом качестве, например, мы принимали участие в стресс-тестах после аварии в Фукусиме».
«Имейте в виду, что это не имеет ничего общего с общей коммерческой деятельностью - речь идет о техническом сотрудничестве. ЕС учитывает большой опыт Швейцарии в сфере ядерной безопасности, и поэтому позволил нашему регулятору быть наблюдателем в Ensreg. В то же время параллельно с этим существует западноевропейская ассоциация ядерных регуляторов (WENRA), которая не является органом Евросоюза. Это чисто технический форум, который не имеет полномочий, когда дело доходит до правовых или нормативных изменений».
Вопросы ядерного топливного цикла в Швейцарии регулируется двусторонними соглашениями с Францией, Швецией и США, но опять же соглашения с Евратомом нет. Швейцария также является ассоциированным членом Европейской ассоциации исследований и разработок в области гарантий (Esarda), которая является техническим органом, занимающимся осуществлением гарантий и экспортным контролем. Здесь, как и в предыдущих случаях, Евросоюз допускает Швейцарию, учитывая её высокий потенциал ядерных технологий, но, в отличие от стран ЕС, Швейцария от этого не пользуется протекционистскими мерами на мировом атомном рынке. Также Швейцария имеет статус наблюдателя в ещё двух организациях – ENEF (Европейский форум по атомной энергии) и Форум по выводу из эксплуатации.
В настоящее время 40% электроэнергии в Швейцарии производится на АЭС, а остальные 60% - на гидроэлектростанциях. Сейчас в стране имеется 5 атомных энергоблоков – по одному на АЭС Гезген, Мюлеберг и Лейбштадт, и два блока на АЭС «Бецнау». При этом официальная политика государства направлена на постепенное закрытие АЭС. До аварии в Фукусиме соотношение сторонников и противников АЭС в Швейцарии составляло примерно 50: 50. После 2011 года резко усилились противники атомной энергетики. При этом правительство решило не закрывать все АЭС немедленно или по истечению некоторого срока, а продолжать их эксплуатацию до тех пор, пока они считаются технически безопасными и экономически выгодными для оператора. Это означает, что процесс закрытия существующих энергоблоков будет длиться с 2019 до середины 2030-х годов. По нынешнему швейцарскому законодательству, строительство новых энергоблоков АЭС возможно только при одобрении на референдуме, что проблематично по причине сильных радиофобных настроений в обществе.
История швейцарско-европейского соглашения
Швейцария уже 10 лет ведет переговоры с ЕС по соглашению об электроэнергетике. Одна из причин такого длительного времени состоит в необходимости постоянно корректировать позицию на переговорах в связи с тем, что в 2012 году ЕС ввел свой третий Энергетический пакет.
Большой проблемный вопрос для соглашения об электроэнергетике - опять же, очень специфический для Швейцарии - заключается в том, что только половина рынка электроэнергии открыта для конкуренции.
«Наш рынок электроэнергии и наши электроэнергетические компании находятся в очень сложной ситуации из-за очень депрессивных оптовых цен в Европе. Это означает, что очень часто они не могут конкурировать с немецкими ценами, и закон вынужден вводить протекционистские меры. Таким образом, среди значительной части наших электроэнергетических компаний нет особого желания полностью открывать рынок и подвергать себя дискриминационной политике ЕС. Поэтому идея полного открытия рынка не очень популярен», - сказал Фюег.
По его словам, без договора с ЕС об электроэнергетике Швейцария оказалась в «правовом вакууме», в котором без договора электроэнергии.
Проблема ещё более усложнилась, когда с августа 2015 года, когда вступило в силу первое постановление о регулировании трансграничной торговли электроэнергией. Один из его пунктов кается конкретно Швейцарии. В нем говорится, что Швейцария исключена из европейского трансграничного рынка электроэнергии до тех пор, пока она не примет законодательство ЕС.
Ещё одна тенденция - некоторые структуры, которые ранее не находились под эгидой ЕС, скорее всего, в соответствии с нынешними проектами, станут институционализированными, то есть они могут перейти от независимых институтов к сфере компетенции законодательства ЕС. Один из таких примеров – т.н. «Пятисторонний энергетический форум», объединяющий Австрию, Францию, Германию и страны Бенилюкса. Швейцария является там наблюдателем.
«Это объединение является своего рода испытательным полигоном для объединения энергетических рынков различных стран. Мы участвуем в некоторых технических работах, но опасаемся, что, поскольку этот пентафорум может перейти под сферу компетенции ЕС, наше участие может стать более сложным», - отметил Фюег, - Итогом станет исключение Швейцарии из рыночных связей. Трудно сказать, когда это случится, но тенденция ясна».
По словам эксперта, с точки зрения здравого смысла Швейцария должна быть полноправным участником европейских экономических соглашений, но в реальности, поскольку они привязаны к нормам Евросоюза, то реальные возможности для этого отсутствуют.