С 17 по 19 марта в НИЯУ МИФИ прошел организованный совместно с МАГАТЭ научно-технический семинар, на котором обсуждалась роль учебных лабораторий с использованием компьютерных систем в ядерно-инженерных образовательных программах университетов.
В работе семинара приняли участие представители МАГАТЭ, Госкорпорации «Росатом», Института ядерных наук университета «Анкара» (Турция), а также представители целого ряда ведущих российских и белорусских университетов.
Открывая пленарное заседание семинара, проректор Е.Б. Весна отметила, что проведение в НИЯУ МИФИ совместных с МАГАТЭ тематических конференций стало доброй традицией. Важность и необходимость данного семинара отражает общее стремление университета более активно использовать и интегрировать современные возможности и достижения в области компьютерных моделирующих и информационных технологий в практику совершенствования ядерно-инженерных образовательных программ.
«В НИЯУ МИФИ данные направления активно развиваются, и мы рекомендуем всем участникам семинара познакомиться с нашими разработками и лабораториями, а также послушать интересные доклады других участников»,
– сказала проректор.
Модератор научно-технического семинара – заместитель заведующего кафедрой автоматики НИЯУ МИФИ С.А.Королев, предваряя выступления докладчиков, отметил, что сегодня мы располагаем доступными информационными ресурсами в области ядерных технологий, развитыми компьютерными технологиями, опытом создания моделей процессов в ядерных установках и технологическом оборудовании атомных станций, и предложил активно и целенаправленно использовать их для развития ядерно-инженерных образовательных программ. В частности, примером развития учебных практикумов является опыт НИЯУ МИФИ по созданию и использованию в учебном процессе так называемых «виртуальных лабораторий». Традиционное лабораторное оборудование для реализации учебных практикумов и студенческих исследовательских работ в области ядерных технологий является, как правило, уникальным, дорогостоящим, в ряде случаев требующим соблюдения специальных мер безопасности. Это ограничивает возможность его широкого распространения и активного использования в образовательных программах университетов. Создание так называемых «виртуальных лабораторий» - компьютерных систем, базирующихся на современных компьютерных моделях реального оборудования - дает эффективное решение данной проблемы.
Кроме виртуальных лабораторий, наш университет разрабатывает и внедряет в образовательные программы специализированные учебно-исследовательские лаборатории на базе компьютерных тренажеров АЭС. Данные лаборатории используются не только в самом НИЯУ МИФИ, но и при содействии МАГАТЭ поставлены вузом в ряд зарубежных университетов.
С.А.Королев привел примеры сотрудничества НИЯУ МИФИ и МАГАТЭ в области образовательных и обучающих технологий. Так, в 2013 году агентство передал МИФИ обучающую киберплатформу CLP4NET, которая активно используется сегодня в организации и обеспечении учебного процесса. Использование данной платформы позволит эффективно реализовать сетевые формы обучения, совместные с зарубежными университетами образовательные программы, а также распределенное образовательное пространство университетов.
Специалист МАГАТЭ, выпускник МИФИ М.Е.Гладышев подчеркнул, что для подготовки хороших специалистов в образовательном процессе необходимо применять компьютерные тренажеры-симуляторы атомных станций. Подобные симуляторы, считает он, особенно необходимы для подготовки персонала в странах, стоящих в начале пути развития атомной энергетики. Он выразил уверенность, что перспектива разработки информационных моделей АЭС и применения тренажеров имеет большое будущее.
Отметив основные характеристики существующих симуляторов и тренды современного тренажеростроения, М.Е.Гладышев обозначил также и проблемы, которые предстоит решить перед внедрением обучающих тренажеров в образовательный процесс.
Декан физико-технического факультета НИЯУ МИФИ Г.В. Тихомиров обратил внимание собравшихся на то, что в МИФИ уже есть успешный опыт использования международных баз данных, формируемых такими авторитетными международными организациями, как МАГАТЭ и Агентство по ядерной энергетике при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): это информационные базы JANIS, PRIS, INIS и другие информационные ресурсы.
«Мы не только ведем обучение с использованием этих баз данных, даем студентам задания, мы пошли дальше – все наши студенты в обязательном порядке используют данные ресурсы при выполнении своих научно-исследовательских работ», – подчеркнул Г.В.Тихомиров.
Декан факультета управления и высоких технологий НИЯУ МИФИ, А.В.Путилов в своем выступлении высказался за широкое развитие системы ядерного бизнес-образования по аналогии с системой образования в сфере бизнес-администрирования. Он отметил, что пока МАГАТЭ находится на стадии изучения международного опыты в этой сфере, в НИЯУ МИФИ предположительно уже в сентябре текущего года в рамках нового проекта по созданию бизнес-школы стартуют обучающие программы «ядерного» МВА.
Идею создания специального стандарта по ядерному образованию, в частности, в сфере строительства объектов ядерной инфраструктуры, активно поддержал заместитель директора отраслевого центра капитального строительства Госкорпорации «Росатом» по инжинирингу В.И. Малахов. Он рассказал о том, что в настоящее время ОЦКС Росатома ведет разработку методологии подготовки персонала для работы в международных проектных командах.
«Уже скоро портфель зарубежных заказов Росатома превысит объем капвложений, осуществляемых в строительство АЭС в России. Мы подсчитали, что в перспективе ближайших 20 лет для реализации нашего портфеля потребуется обучить около 50 000 специалистов самых разных строительных профессий: от специалистов по управлению проектами до экспертов по пуско-наладке и монтажу ядерного острова»,
- сообщил В.И.Малахов.
В связи с этим остро встает вопрос о разработке стандартов ядерного образования и подготовки кадров в области строительства объектов использования ядерной энергии, которые должны учитывать требования МАГАТЭ и широко применяться во всех странах, развивающих атомную отрасль. По его словам, ОЦКС Росатома уже приступил к разработке такой методологии и готов привлекать экспертов из других областей для совместной работы в этом направлении.
Далее на семинаре были заслушаны и обсуждены интересные и содержательные доклады, представленные специалистами НИЯУ МИФИ, ЭНИМЦ «Моделирующие системы», БНТУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, посвященные опыту по разработке и внедрению компьютерных технологий и систем для совершенствования ядерного образования и обучения персонала атомных станций.
В рамках трехдневного семинара участники ознакомились с компьютерными системами, разработанными и используемыми в учебном процессе кафедрами «Автоматика» и «Теоретическая и экспериментальная физика ядерных реакторов» НИЯУ МИФИ, посмотрели демонстрацию современных виртуальных лабораторий и лабораторных практикумов на базе тренажерных моделирующих систем, посетили учебные лаборатории этих кафедр.
Завершился семинар круглым столом по теме «Проблемы, задачи, перспективы и сотрудничество в области развития компьютерных систем в ядерно-инженерных образовательных программах университетов», в ходе которого были намечены пути дальнейшего развития компьютерных образовательных технологий и систем, а также обсуждены вопросы сотрудничества при содействии МАГАТЭ российских и зарубежных университетов, вовлеченных в подготовку специалистов ядерно-инженерного профиля.