Строительство реактора на быстрых нейтронах БН-1200 на Белоярской атомной станции (Свердловская область) отложено на неопределенный срок, хотя ранее в «дорожных картах» «Росэнергоатома» планировалось ежегодное введение двух новых энергоблоков до 2025 года. Принципиально согласие на серийное введение реакторов нового типа, говорят на БАЭС, будет зависеть от результатов работы БН-800, который до сих пор не пущен в эксплуатацию. На станции объясняют отсрочку «человеческим фактором», в «Росэнергоатоме» – потребностью в совершенствовании топлива для реактора нового типа. При этом экономическую целесообразность запуска миллиардного проекта БН-800 в существующих экономических условиях ставят под сомнение одновременно и атомщики, и эксперты электроэнергетики.
Белоярская АЭС (БАЭС) официально сообщила о переносе на «необозначенный срок» строительства энергоблока БН-1200. Ранее возможными сроками его создания назывался 2025 год. Влияние на перенос оказало сокращение доходов компании из-за снижения господдержки атомного сектора, роста ставок по кредитам и снижения потребления электроэнергии предприятиями. В «Росэнергоатоме» (контролируется ОАО «Атомэнергопром»), в чьем подчинении находится БАЭС, принципиально от проекта БН-1200 не отказываются, но сроки принятия решения о начале масштабной стройки переносят на 2030 год. Судьба проекта, говорят атомщики, будет зависеть от успеха пуска БН-800.
В управлении информации и общественных связей БАЭС «Правде УРФО» сообщили, что «необходимо доказать государству как основному инвестору экономическую эффективность энергоблока БН-1200. Для этого нужно проанализировать все стадии проектирования и строительства энергоблока БН-800, оптимизировать его проектные решения и материалоемкость в проекте следующего энергоблока БН-1200». Решение о возведении энергоблока на быстрых нейтронах БН-1200 будет приниматься после запуска и начала эксплуатации энергоблока БН-800, по результатам оценки его экономической эффективности и возможности ее оптимизации в проекте более мощного энергоблока БН-1200. Однако сам энергоблок до сих пор не пущен в эксплуатацию.
«Кровь из носа, но мы обязаны пустить четвертый блок». От этого зависит принятие решения по БН-1200, в том числе и по его сооружению на площадке нашей станции. В противном случае выводы могут быть сделаны самые жесткие – вплоть до того, что «технология сооружения быстрых реакторов в России потеряна»,
– цитирует гендиректора БАЭС Михаила Баканова отраслевая газета «Быстрый нейтрон».
Физический пуск БН-800 состоялся в декабре 2013 года. Энергетический пуск на тот момент предполагалось провести спустя год. При этом схема выдачи мощности на момент физического пуска отсутствовала и в настоящее время схема подготовлена «МЭС Урала» (филиал ОАО «ФСК ЕЭС»). Однако на БАЭС продолжается работа по подготовке энергетического пуска. При этом концерном «Росэнергоатом» «принято решение из 2015 года убрать ранее запланированную выработку по БН-800», распределив ее по всем АЭС, включая Белоярскую. В связи с этим сроки ремонта БН-600 сжимаются, а завершить его планируется к 26 мая 2015 года.
Некоторые заминки, «протокольные нарушения», влияющие на сроки ввода нового энергоблока, главный инженер БАЭС Юрий Носов объяснил человеческим фактором. В «Росэнергоатоме» длительную подготовку к пуску в эксплуатацию связывают «исключительно с потребностью в совершенствовании топлива».
«БН-800 – это опытно-промышленный блок, не имеющий аналогов в мире. Как следствие, у нас не было задачи любой ценой пустить его в определенный срок. Главный продукт, который дает этот блок, – это бесценный опыт эксплуатации такого уникального проекта. С точки зрения технической готовности блок был готов к пусковым операциям еще в прошлом году. Однако он нам постоянно «подсказывает», что еще можно улучшить для последующей эффективной эксплуатации. В частности, в прошлом году возникла потребность в совершенствовании топлива, чем мы сейчас и занимаемся. БН-800 для нас – это не только основа для отработки замкнутого ядерного топливного цикла, но и испытательный стенд для технических решений, которые впоследствии будут использоваться на коммерческих серийных быстрых реакторах БН-1200. В числе прочего БН-800 должен дать ответы на вопросы по экономике перспективных быстрых реакторов, так как в настоящее время «быстрая» технология существенно проигрывает по этому показателю коммерческим энергоблокам с реакторами ВВЭР. Однако у нас есть понимание, что если такой энергоблок будет помимо собственно электричества выполнять и другие функции, ради которых он и задумывался, то тогда его экономика становится привлекательной. Это мы и должны проверить»,
– пояснил руководитель департамента информации и общественных связей «Росэнергоатома» Андрей Тимонов.
При этом в концерне признают, что с экономической точки зрения БН-800 обходится гораздо дороже схожего по показателям выработки реактора ВВЭР-1000. Тем не менее, отказываться от развития проекта и выхода в серию БН-1200 «Росэнергоатом» не намерен.
«У нас есть понимание, что некоторые решения по БН-800 избыточны. Речь идет не о системах безопасности, в первую очередь, о материалоемкости. Его можно оптимизировать с точки зрения, например, объемов того же бетона при строительстве, но ни в коем случае не в ущерб безопасности, – подчеркивает Тимонов. – БН-1200 при росте мощности в 1,5 раза будет более компактным. Мы предполагаем, что решение о сооружении новейших энергоблоков с реакторами БН 1200 будет принято в следующем десятилетии».
Экономических оснований для запуска таких проектов как БН-800 и БН-1200 с точки зрения существующей потребности в электроэнергии представители крупных энергокомпаний УрФО не видят. Эксперт рынка электроэнергетики Урала считает перенос сроков решения «Росэнергоатома» о строительстве БН-1200 оправданным ввиду избыточности энергомощностей в регионе.
«Острой необходимости в БН-1200, как и БН-800, нет, он просто будет лишним. Тюменская энергосистема является избыточной и давит на Средний Урал. Максимальное потребление в Свердловской области составляет 6,4-6,6 млрд кВт*ч, а выработка составляет 9 млрд кВт*ч, а при включении Белоярки будет еще больший избыток. С другой стороны, говорить об избытке не совсем корректно – нужно рассматривать ситуацию в рамках большого Урала – схема выдачи позволяет выдавать электроэнергию в другие энергосистемы. БН-1200 даже не рассматривался в контексте объема энергопотребления. В плане развития электроэнергетики Свердловской области его и не было. Дефицита электроэнергии в регионе нет, более того, энергопотребление снизилось за счет снижения производства алюминия на УАЗе. С вводом БН-800 будет избыток генерации, и заработает рыночный механизм: потребитель будет пользоваться той электроэнергией, которая дешевле»,
– пояснил эксперт.
Влияние рыночных тенденций признают и в «Росэнергоатоме», но на необходимости реактора на быстрых нейтронах настаивают ввиду уникальности технологии, позволяющей решить ряд проблем атомной отрасли в целом. В отличие от ректоров на «медленных» нейтронах, работающих на уране-235 (содержание в топливе в пределах 5%) и образующих при отработке топлива 94% урана-238, а также значительное количество обедненного гексафторида урана, новая технология позволяет использовать топливо в замкнутом цикле. В реакторах на быстрых нейтронах применяются стержни урана-238 с добавлением плутония-239. В результате ядерной реакции, помимо выделения электроэнергии, количество плутония в стержнях увеличивается, а урана-238 – уменьшается. Выделенный из отработанного топлива плутоний затем можно использовать в качестве топлива взамен урана-235 на «медленных» реакторах.
Один из самых перспективных проектов в российской энергетике сегодня сдерживается финансированием, точнее, его недостаточностью, говорят эксперты рынка. В самой госкорпорации «Росатом» специалисты, как выяснилось в диалоге, сохраняют надежду получить бюджетное финансирование на проект БН-1200. На минувшей неделе заместитель главы ГК Вячеслав Першуков сообщил о намерении заявить «об ускоренной коммерциализации проекта БН-1200 в правительство». Создание нового энергоблока сегодня оценивается в 90 млрд рублей.