Ровно 40 лет назад на стоящем у стенки Балтийского завода атомном ледоколе "Арктика" был поднят государственный флаг.
Это событие считается для всех судов Днём рождения.
Выход на просторы Северного Ледовитого океана первого ледокола такого типа, послужил началу бурного роста судоходства и освоения северного фасада нашей страны.
17 августа 1977 года этот мирный атомный гигант со своим экипажем, возглавляемым капитаном Юрием Сергеевичем Кучиевым, закрыл вопрос, который решало человечество многие века - а/л "Арктика" в самостоятельном активном плавании достиг Северного полюса. Этот рейс показал, что построенный всем Советским Союзом атомный ледокол способен выходить в любую точку Арктики в любых ледовых условиях.
Наличие такого типа ледоколов, позволило с 1978 года в Арктике осуществлять круглогодичную навигацию.
В последующие годы атомоход продолжал работать в Арктике, обеспечивая транспортное сообщение на всей трассе Северного морского пути. Особенно сложная ледовая обстановка сложилась осенью 1983 года в Восточном секторе Арктики, когда массивами пакового льда были блокированы порты акртического побережья Чукотки. Десятки судов с грузами для огромного региона оказались затертыми во льдах на большом пространстве от Чаунской губы до Берингова пролива.
Попытки всего ледокольного флота Дальневосточного пароходства выручить застрявшие суда и пробиться к портам Певек и мыс Шмидта оказались безрезультатными. Некоторые суда оказались в аварийном состоянии. Для помощи судам и побережью, терпящим бедствие, был срочно отозван из ремонта в порту Мурманск а/л "Арктика" (в то время носивший название "Леонид Брежнев"). 5 октября атомоход прибыл в район острова Айон и сразу же приступил к проводке судов. Работать пришлось в тяжелых многометровых льдах. Через сутки после начала работы сломалась лопасть гребного винта. Новую лопасть установили в кратчайшие сроки в порту Певек, при этом ледокол находился на плаву.
В результате напряженной работы ледокола в эту необычайно трудную навигацию сотни тысяч тонн народохозяйственных грузов были доставлены в северо-восточные порты Крайнего Севера, а суда смогли вернуться в родные гавани. Только одно судно т/х "Нина "Сагайдак" не выдержило ледовых тисков Айонского массива и затонуло.
В период 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года "Арктика" отработала на трассах Северного морского пути ровно год, без захода в порт.
В августе 2005 г. российский атомный ледокол «Арктика» установил очередной рекорд: прошел миллионную милю со дня ввода в строй, что почти в пять раз превышает расстояние от Земли до Луны. До этого ни одному судну подобного класса не удалось достичь такого рубежа. Для сравнения: первый в мире атомоход "Ленин" оставил за кормой 654 тысяч 400 миль.
21 августа 2008 год у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению специалистов, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствует. Запас ядерного топлива в реакторах требует замены.
03.10.2008 была остановлена атомная энергетическая установка ледокола «Арктика».
В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в "холодный " отстой в ожидании утилизации.
Конечно, жизнь трудяги Арктики атомного ледокола "Арктика" не была бы столь долгой и во многом героической без её экипажа, без людей беззаветно служившим атомоходу.
"Арктика" стала мощной кузницой не просто кадров атомного ледокольного флота, Ледокольщики, проработавшие в её экипаже, заряжались особым духом экипажа "Арктики" (тут не только высокий профессионализм и чувство ответственности, но и отношения внутри экипажа).
И в 2012 году начались действия за сохранение а/л "Арктика" для истории, для потомков.
Хочется верить, что мои внуки и правнуки смогуть пройтись по палубам ледокола, который свершил мечту человечества!
С Днем рождения ледокола всех, кого судьба свела с "Арктикой"!!!