28 апреля 2015

Итоги конкурса научных работ школьников «Юниор» подтверждают растущий интерес к инженерным специальностям

НИЯУ МИФИ

18 апреля в университетском лицее №1523 Предуниверситария НИЯУ МИФИ состоялось триумфальное выступление юных конструкторов и инженеров, ставших финалистами Всероссийского конкурса научных работ школьников «Юниор» в секции «Инженерные науки и робототехника».

18 лет проводится Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», за эти годы на конкурсе представлялись прекрасные научные, а иногда и инженерные работы учащихся, но последнее никогда не было узаконено «юридически». И вот организаторы решили исправить этот существенный недостаток. В этом году была впервые проведена новая секция конкурса – «Инженерные науки и робототехника». Ее проведение позволило принять участие в ведущем конкурсе школьных проектов юношам и девушкам, не мыслящим себя без созидательной конструкторской и инженерной работы. Уровень работ финалистов просто поразил членов конкурсного жюри. Об этом в один голос заявили буквально все члены основного и молодежного жюри – ведущие преподаватели, инженеры и конструкторы НИЯУ МИФИ, а также почетные гости конкурса.

Один из ведущих отечественных экспертов в сфере образования, директор Московского института развития образования М.Н.Лазутова провела с юными дарованиями большую часть конкурсного дня, отметив при этом, что такие учебные заведения, как лицей №1523, являются «настоящими звездами образовательной системы», причем не только России, но и мира. «Таланты у нас не иссякают. В этом и есть сила и мощь нашей страны, – подчеркнула Мария Николаевна, обращаясь к школьникам. – Сегодня вы взяли очередные вершины, а в дальнейшем станете выдающимися инженерами, конструкторами и технологами, будете создавать новые специальности, новую экономику, содействовать прогрессу не только своей страны, но и всего человечества».

С напутственными пожеланиями к финалистам обратились директор университетского лицея №1523, Почётный работник общего образования РФ А.Б.Пастухов и Ответственный секретарь приемной комиссии НИЯУ МИФИ В.И. Скрытный. НИЯУ МИФИ планирует представить секцию «Инженерные науки и робототехника» конкурса «Юниор» на экспертизу для включения во Всероссийский перечень олимпиад школьников вслед за традиционными секциями «Математика», «Физика и Астрономия», «Информатика», «Биология и экология».

В отборочном туре секции приняли участие школьники из 8 регионов России: Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Владимирской, Челябинской областей, Удмуртии, Москвы и Московской области. Они представили на конкурс более 250 проектов. В финал было отобрано 30 лучших инженерных и робототехнических работ. Все они соответствовали основному требованию секции – в работе должна быть представлена действующая модель (макет или прототип тех или иных инженерных устройств), а не формула, идея, предложение. Важно, что все проекты оказались не только готовыми конечными продуктами, но еще и оригинальными изобретениями.

Параллельно с защитой проектов школьники приняли участие в олимпиаде по инженерной физике и информатике. Таким образом, оценка каждого участника складывалась из двух составляющих – защиты инженерного проекта или модели робота и оценки олимпиады.

Жюри конкурса возглавлял профессор кафедры молекулярной физики НИЯУ МИФИ А.А.Сысоев. Вместе с ним над оценкой конкурсных работ работали: доцент кафедры конструирования приборов и установок А.В.Берестов, доцент кафедры экспериментальной ядерной физики и космофизики Б.В.Соболев, аспирант кафедры информационных систем и технологий А.Д.Егоров, старший преподаватель кафедры физических проблем материаловедения В.И.Скрытный, методист городского методического центра Департамента образования города Москвы Ю.И.Разумов, ведущий сотрудник факультетской научно-исследовательской лаборатории «Робототехника» В.В.Даньшин, доцент кафедры физики С.Н.Борисов, доцент кафедры конструирования приборов и установок В.И.Сурин. Дадим слово членам жюри.

Сысоев Александр Алексеевич – председатель жюри «Юниор-2015»:

– Впечатления просто замечательные. Для меня удивительно, что школьники восьмого, девятого и десятого классов делают такие работы, которые обычно проводит средний студент. Мне кажется, что то, что делают ребята в наших школах, надо широко распространить и над этим надо работать школе, учителю. Потому что от настроя учителя многое зависит. Зависит то, как зажечь школьников так, чтобы их потом было не оторвать от любимого дела. Вот тогда мы получим подготовленных и мотивированных студентов, а затем квалифицированных инженеров.

Я могу сказать, что один из моих учеников, который рано начал привыкать к профессиональной деятельности (к сожалению, он теперь за рубежом) дошёл до того уровня, что его дважды выдвигали на Нобелевскую премию от Швейцарского масс-спектрометрического общества. Чем раньше начнут молодые люди работать, тем более эффективной будет их деятельность как после окончания вуза, так и вообще в жизни.

Егоров Алексей Дмитриевич, член научного жюри ««Юниор-2015», сотрудник Инжинирингового центра:

– Это по-настоящему интересная конференция, на которой школьники демонстрируют то, что сделано собственными руками. Здорово то, что есть школьники, которые начиная с седьмого класса представляют достаточно простые, но с серьёзной задумкой, модели. Наибольшее впечатление произвёл школьник одиннадцатого класса лицея №1523, который сказал, что от лицея надо было представить сегодня проект на конкурс «Юниор», и он собрал за две недели своими руками 3D-принтер. Я считаю, что это – выдающееся достижение. Можно показывать какие угодно результаты, добиваться каких-то вещей в науке или что-то ещё, но у меня вызвал некоторую зависть такие квалификация и уверенность в себе, чтобы за две недели собрать 3D-принтер. Это потрясающе, и я надеюсь, что увижу этого человека, если не в нашем университете, то среди светил мировой науки и инженерии в будущем, и желаю, чтобы мы работали над одним делом.

Аристов Иван, лицей №1523:

– Я уже не в первый раз участвую в «Юниоре», но в этом году сначала не хотел принимать участие, боялся не успеть подготовить свой инженерный проект. Но в душе я механик и постарался сделать все, чтобы моя модель 3D-принтера заработала – и она заработала! Конечно, есть несколько моментов, которые еще надо исправить, этим я займусь в ближайшее время. Сейчас очень мало ребят, которые интересуются практической робототехникой, так сказать умеют держать в руках отвертку, сейчас в основном поколение «клавишников». Многие детали своей модели я сам вырезал на лазере, и вообще весь проект сделал сам, без помощников.

Я учусь в 11 классе и после окончания лицея принял решение поступать в МИФИ. Пока не знаю, на какой факультет, скорее всего что-то связанное с электроникой, на факультет «А».

Саранцев Александр, г.Заречный, лицей №230:

– Олимпиадные задания были достаточно сложные; чтобы их сделать, надо иметь уровень знаний выше среднего и уж точно выше школьного. Робототехника это специфическая сегодня область, мало кто ей увлекается. Я занимаюсь робототехникой в Центре детского творчества в своем городе, наш кружок славится, ребята постоянно становятся призерами и победителями различных профильных конкурсов. Мой проект «Светодиодный маячок» стал сегодня победителем.

Клепинина Ксения, Карпышова Полина:

– Мы участвуем в «Юниоре» в качестве волонтёров и в качестве членов молодёжного жюри. Наша задача заключается в том, чтобы сопровождать группу из г. Коврова на этом мероприятии, помочь им разместиться, подготовить стенды и проверить их работу. Теперь нам выдали организационные листы и мы в качестве членов молодёжного жюри ходим и оцениваем другие работы. Больше всего понравилась работа со светодиодной машиной, которая движется по заданной линии, принимая и отражая свет диодов. Также очень интересна работа с роботом-пылесосом, который ездит сам, воспринимает препятствия на пути, а если убрать с него дно, то он может использоваться как газонокосилка, за счёт мощного винта всасывающего механизма. Как мы попали в состав молодежного жюри? Мы – учащиеся Предуниверситария оказываем помощь в организации этого мероприятия. Мы и сами в состоянии помочь детям, чтобы они чувствовали себя комфортно, ведь все приехали из разных городов, они волнуются, им страшно, и более взрослые люди могут их ещё больше напугать. Часто члены молодёжного жюри «Юниора» участвуют в основных конкурсах, поэтому знают, как это всё происходит и знают, какие ещё вопросы будут заданы.

Матвеева Дарья, Карпова Екатерина (обе – лицей№1511).

– Очень хорошие проекты! Мы не ожидали такое увидеть. Главное – то, что все они функциональны, важны для человечества и, возможно, в будущем будут осуществлены. Особенно запомнилось решение проблемы общественного транспорта и детекторы радиации.

А.В. Берестов, заместитель председателя жюри:

– Я хочу сказать, что мы не были готовы к тому уровню работ, с которым столкнулись. Мы считали, что это – школьные поделки, далёкие от реальности, а на самом деле – увидели очень широкий спектр работ, в которых представлены и современное программное обеспечение, и микроэлектроника, решены вопросы создания сложных механических систем. Самое главное, что все эти проекты нашли своё реальное воплощение, т.е. мы можем не только посмотреть презентацию, потому что презентаций много, они бывают очень красивыми, с множеством умных слов… А здесь мы видим совершенно конкретные, реально выполненные работы. Это – одна сторона, а вторая, что очень приятно, это – сами школьники, причём школьники и девятого, десятого классов, которые показывают высокий уровень подготовки. Это, впрочем, не самое главное, самое главное – их заинтересованность. Я считаю, что те ребята, которые сейчас приехали на этот конкурс, обязательно должны прийти в МИФИ. Наш университет должен помочь им получить настоящее образование и стать сменой специалистам в атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслях, а возможно придти в наш МИФИ уже преподавателями. И ещё один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание – нужно и МИФИ активно создавать молодёжные центры. Они у нас есть, но их мало. У нас есть технические центры молодёжи, кружки, и они достаточно известны, но нам надо выходить на тот уровень, чтобы на каждой кафедре создать такой творческий коллектив, который выполнял бы совершенно конкретные, реальные работы, подтягивал бы школьников к себе. Я понимаю, что организационно это, возможно, достаточно трудно сделать, но та практика, которую школьники проходят на кафедрах университета, показывает свою полезность, как для них, так и для НИЯУ МИФИ.

Используя такие мероприятия, как «Юниор», кафедры могут готовить для себя абитуриентов. Это очень важно. Не так давно мы все ознакомились с материалами, которые всем нам разослал учебный департамент. В них отражены пожелания выпускников Предуниверситария относительно продолжения обучения на кафедрах. Мы видим, что очень неравномерно распределяются пожелания нашей смены. Наверное, это основано на общих представлениях о тематике, которой занимаются кафедры. Если посмотреть, то это сразу бросается в глаза, а вот если на кафедрах будут созданы эти молодёжные работающие группы, каждая из которых подтянет одного или нескольких школьников, возможно, это будет полезным. И вообще, сотрудничество с теми возможностями, которые есть в лицеях – различные кружки, молодёжные центры, которые работают в лицеях. Чтобы подытожить, я бы сказал следующее: это касается не только общения со школьниками, но и вообще с учебного процесса. В своё время был очень мощный институт кураторов над студенческими группами. Как правило, куратором назначался молодой перспективный аспирант, и это было очень полезно для него (он готовился к преподавательской деятельности) и для студентов тоже было полезно. Поэтому вот эту систему кураторства и наставничества, которая прошла бы и через наши университетские учебные группы, и обеспечила бы связь со школьниками, я считаю для университета полезной. И вот мне кажется, что просмотр тех работ, с которыми мы сейчас ознакомились – ещё раз подтолкнул меня к тому, что было бы очень хорошо вовлекать молодёжь в реальную работу кафедр как можно раньше. 

А теперь (тада-да-да!!!) результаты! Победители, призеры, названия работ и места основной дислокации триумфаторов – все это в одной таблице, подготовленной оргкомитетом конкурса.

Победители секции «Инженерные науки и робототехника»

Место

Участник

Класс

Название проекта

Школа

Руководитель

Победитель

Саранцев Александр

10

Светодиодный маячок

Пензенская обл. Заречный, Лицей №230

Илюшин Дмитрий Сергеевич

Победитель

Аристов Иван

11

Разработка 3D принтера

Москва Предуниверситарий НИЯУ МИФИ лицей 1523

Аристов Иван Павлович

Призер 2-й степени

Юрин Станислав

9

Автономно движущаяся платформа

Владимирская обл. г. Ковров, школа №22

Разбирин Андрей Владимирович

Призер 2-й степени

Сысоев Кирилл

10

Умная расческа

Тамбов, Лицей № 14

Любич Геннадий Рувимович

Призер 2-й степени

Митрохова Диана

8

Реверсивные цепочки противовращательных механизмов

Московская обл. Королев

Гимназия №5

Лебедев Владимир Валентинович

Призер 2-й степени

Молодшев Даниил

11

Система защиты БПЛА от ошибочных действий оператора

Москва Предуниверситарий НИЯУ МИФИ лицей 1511

Андрияков Дмитрий Александрович

Призер 2-й степени

Кондрашкин Кирилл

11

Автоматизированная система следования

Москва Предуниверситарий НИЯУ МИФИ лицей 1511

Фисенко Станислав Дмитриевич

Призер 2-й степени

Седов Максим

9

Проект робота-пылесоса

Москва Зеленоград, ЦТПО МИЭТ, школа 853 

Бритков Игорь Михайлович

Поощрительный приз

Шведков Иван

10

Разработка мобильного робота с функциональным манипулятором

Москва Предуниверситарий НИЯУ МИФИ лицей 1523

Разумов Юрий Иванович

Слетов Владислав

9