Госкомитет Украины по ядерному регулированию одобрил проект достройки американским концерном Holtec нового хранилища отработанного ядерного топлива на ЧАЭС. Сооружение хранилища было приостановлено в 2007 году.
Строительство нового хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2) на Чернобыльской АЭС возобновляется после того, как в 2007 году проект, выполняемый французским FRAMATOME, был приостановлен из-за неспособности концерна выполнить требования безопасности.
Наряду с новым укрытием разрушенного взрывом 4-го энергоблока и заводом по переработке жидких радиоактивных отходов, этот объект является одним из основных фрагментов комплекса по превращению промышленной площадки ЧАЭС в экологически безопасный объект.
Хранилище отработанного ядерного топлива ХОЯТ-2 сооружается в Чернобыльской зоне в соответствии с проектом ядерной безопасности Чернобыльской АЭС на грант Европейского Банка из средств, собранных странами-донорами Чернобыльского фонда. Этот объект должен служить для хранения отработанного ядерного топлива в течение 100 лет.
Строительство ХОЯТ-2 было начато в 2003 году французским концерном FRAMATOME, вошедшим в 2005 году в состав концерна Areva NP. По официальной информации, FRAMATOME не смог решить проблему осушения топлива и удаления воды из негерметичных топливных урановых стержней ТВЭЛ. Разработанная концерном альтернативная концепция "пористой вставки" была отклонена Госатомрегулированием, как не отвечающая основным принципам обеспечения радиационной и ядерной безопасности.
17 сентября 2007 года Чернобыльская АЭС подписала контракт на достройку ХОЯТ-2 с компанией Holtec International (США), которая приступила к разработке проектной документации. Участники дискуссий с американской стороной в ходе разработки проекта достройки хранилища утверждают, что им приходилось решать на каждом этапе от 50 до 70 вопросов. В результате чего администрация ЧАЭС смогла прояснить все детали безопасности, а также отстоять плановую стоимость проекта.
Эксперты в области ядерной инженерии из разных стран неоднократно подчеркивали уникальность задач, стоящих перед строителями основных объектов по превращению Чернобыльской АЭС в экологически безопасную территорию. Именно этим специалисты объясняют неудачу FRAMATOME и неуклонно растущую дороговизну всех чернобыльских проектов. Об этом сообщает Deutsche Welle.