16 ноября, почти через месяц после официального завершения летне-осенней навигации на трассах Северного морского пути атомный ледокол «Россия» вышел из Мурманска на проводку по Севморпути из моря Бофорта на востоке Арктики в Европу ледокольного буксира «Тор Викинг».
C просьбой об этой операции в Росатомфлот (входит в состав Госкорпорации «Росатом») обратились представители Швеции.
Судно обеспечивало буксировку канадской буровой установки Kulluk, проводившей бурение скважин на шельфе в море Бофорта, когда оно было свободно ото льда. Сезон закончился, и встал вопрос о возврате буксирного ледокола. У шведских моряков было три варианта пути назад, они выбрали самый короткий - по трассе Севморпути, в сопровождении атомного ледокола.
Предполагается, что зимнее плавание каравана судов по Севморпути займет около двух недель. Им предстоит пройти во льдах более двух с половиной тысяч миль, но новообразовавшиеся льды вполне проходимы.
Сейчас «Россия» взяла курс на точку встречи с «Тор Викингом» в Чукотском море, недалеко от острова Врангеля. Для специалистов атомного ледокольного флота рейс интересен не только с коммерческой точки зрения, но и для изучения возможностей расширения сроков транзитных плаваний по Севморпути в зимний период.
Опыт успешных летних сквозных рейсов крупнотоннажных судов показал, что возможности и перспективы арктического транзита еще далеко не исчерпаны, и каждый новый рейс за пределами традиционных сроков навигации в Арктике чрезвычайно важен.
До этого лишь в ноябре-декабре лишь в 1998 году атомный ледокол «Советский Союз» провел с запада в восточный порт Певек танкер с топливом, по сути дела спасая жителей отдаленного российского побережья от холодной зимовки.