Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США предупредила в январе компанию TVA в связи со "значительными задержками" при подготовке документации для получения лицензии на строящийся блок "Уоттс Бар-2".
Вскоре после получения предупреждения, компания TVA досрочно разорвала контракт с руководителем проекта Масудом Баджестани. Представители компании отрицают, что между двумя данными фактами есть взаимосвязь.
У компании TVA есть лицензия на строительство "Уоттс Бар-2", однако ей необходимо получить лицензию на его эксплуатацию.
"28 июля 2010 года мои сотрудники направили Вам письмо с описанием текущего статуса рассмотрения заявки на получение лицензии на эксплуатацию блока "Уоттс Бар-2". В этом же письме они подняли вопросы, касающиеся сроков и качества документации, представленной в NRC компанией TVA и их влияния на процесс рассмотрения заявки", - говорится в официальном документе, датированном 27 января 2011 года.
Подпись под документом поставил Эрик Лидс, директор офиса регулирования ядерных реакторов NRC. Адресатом является Ашок С. Батнагар (Ashok S. Bhatnagar), старший вице-президент TVA по ядерному развитию и строительству.
Чиновник NRC напомнил вице-президенту TVA, что вопросы, поднятые в письме летом прошлого года, остаются неразрешёнными. Он предупредил, что срок рассмотрения заявки будет продлён из-за "трудностей, которые испытывает TVA с предоставлением необходимой и достаточной информации в ответ на запросы NRC".
В частности, 18 декабря 2010 года TVA передала регуляторам "окончательную версию" противопожарной защиты блока. Но даже беглый анализ вскрыл в документации существенные пробелы и указания на "будущую проектную информацию". В представленных документах были также найдены ошибки и умолчания.
Существенные задержки по вине компании происходят с рассмотрением глав 11 и 12 финальной редакции ТОБ (FSAR). Данные по системе охлаждения бассейна выдержки были переданы с опозданием на два месяца. А в данных по системе радмониторинга, вставленных в главу 7 ТОБ, содержатся отсылки не на "Уоттс Бар-2", а на другие блоки, что вызывает сомнение в их адекватности.
Регуляторы призвали компанию предпринять "скорейшие меры", если она собирается следовать исходному графику, согласно которому рассмотрение заявки на лицензию на эксплуатацию должно завершиться в 2012 году.
В TVA публично признали факт получения письма с предупреждением от NRC. Тем не менее, компания настаивает, что увольнение руководителя проекта по строительству "Уоттс Бар-2" не имеет к письму никакого отношения.
"TVA знает о беспокойстве, выраженном в письме (от регуляторов), и мы будем работать над этим напрямую с NRC… Компания уверена в том, что процесс (рассмотрения заявки) будет проходить в соответствии с графиком… Мы заверяем, что увольнение Баджестани не связано с вопросами ядерной безопасности", - говорится в заявлении для прессы, сделанном представителем компании.
"Я могу сказать, что уход Баджестани не связан с его работой в проекте "Уоттс Бар-2". Данный шаг рассматривается как личное дело, и TVA не даёт комментариев в этой связи. Смена руководства не скажется на графике работ на "Уоттс Бар-2", - добавили в компании.
В местной прессе активно обсуждается другая возможная версия причин увольнения Баджестани. В августе прошлого года он под присягой признал, что переправлял крупные суммы в Иран - в общей сложности, 600 тысяч долларов - с целью вложить их в иранский рынок недвижимости. Не имея возможности пересылать деньги в Исламскую республику напрямую, Баджестани переводил их через один из канадских банков.
В настоящее время Баджестани отказывается общаться с прессой. Его телефоны выключены.
Строительство блока №2 АЭС "Уоттс Бар" (Watts Bar) было начато 1 декабря 1972 года и прекращено в 1985 году при уровне готовности 60%. В 2007 году совет директоров TVA согласился с тем, что блок должен быть достроен. На блоке будет эксплуатироваться реактор PWR мощностью 1165 МВт(эл.).
Масудм Баджестани, профессиональный атомщик иранского происхождения, возглавлял проект по строительству блока с октября 2007 года. В конце января 2011 года контракт с ним был разорван досрочно и без публичного объяснения причин.