Атомная стратегия Японии предполагает продвижение японских реакторных технологий на экспорт. Но планы столкнулись с реальностью, а реальность - это рост расходов на безопасность и ухудшение перспектив рентабельности.
Экспорт реакторов - возможность сохранить для Японии ядерные технологии и кадровые ресурсы. Японские реакторы могли бы работать в Турции и Британии, но оба этих проекта испытывают сейчас большие трудности, говорится в статье, опубликованной в "Mainichi".
"Правительство Турции занимается оценкой проекта (по строительству АЭС "Синоп"). Я считаю, что они ответят нам, так или иначе",
- заявил в середине декабря 2018 года президент MHI Сунити Миянага. Его слова свидетельствуют о том, что судьба проекта находится сейчас в руках турецких властей.
В июле 2018 года компания MHI назвала турецкой стороне новую сумму, в которую обойдётся строительство станции - порядка 5 триллионов иен (сейчас это соответствует более 46 миллиардов долларов). Первоначальная смета была более чем в два раза ниже - 2,1 триллиона иен.
Предполагается, что расходы на строительство АЭС "Синоп" должны быть возмещены за счёт продажи вырабатываемой на станции электроэнергии. Удорожание станции означает, что выкупать её генерацию придётся по более дорогой цене. Если турецкая сторона не возьмёт на себя такого обязательства, то японцам не останется ничего, кроме как выйти из проекта.
Казалось бы, совсем недавно, в 2013 году о перспективах АЭС "Синоп" в возвышенных тонах говорил премьер-министр Японии Синдзо Абэ: "Мы поделимся с остальным миром нашим опытом и уроками, извлечёнными из катастрофы на Фукусиме, и будем стремиться внести свой вклад в повышение безопасности атомной энергетики".
В реальности фукусимские события привели к росту расходов на обеспечение безопасности АЭС. Кроме того, на рентабельность проекта плохо повлияло резкое падение курса турецкой лиры.
В этих обстоятельствах Токио теперь планирует предложить Анкаре "всеобъемлющее сотрудничество в энергетике", которое будет включать в себя такие направления, как угольные станции и СПГ. Атом может быть отодвинут на задний план.
Но о проекте АЭС "Синоп" объявляли лидеры двух государств, Абэ и Эрдоган. Отказ от проекта может побудить Анкару предпринять какие-то ответные шаги. Фокус внимания японской дипломатии сегодня смещён на поиск таких путей выхода из проекта, при которых отношения Японии и Турции не пострадают.
Рост стоимости строительства угрожает погубить ещё один японский экспортный проект - проект по строительству АЭС "Wylfa Newydd" в Британии, который собиралась реализовывать корпорация "Hitachi".
Стоимость двух блоков с водяными кипящими реакторами ABWR оценивается сегодня как примерно 3 триллиона иен, что в 1,5 раза выше первоначальной сметы.
В мак 2018 года председатель совета директоров "Hitachi" Хироаки Наканиси провёл встречу с премьер-министром Британии Терезой Мэй, в ходе которой Мэй согласилась расширить государственную поддержку проекта АЭС "Wylfa Newydd".
Но в британском обществе известие об этом было воспринято со скептицизмом. Британцы опасаются, то это приведёт к росту тарифов на электроэнергию.
На фоне различных политических потрясений и надвигающегося "Брексита" правительству Британии становится всё труднее выдерживать свои обещания по поддержке АЭС "Wylfa Newydd".
В свою очередь, японские компании всё менее охотно говорят о возможных инвестициях в данный проект и испытывают сомнения в его прибыльности.
Принимая эти обстоятельства во внимание, нельзя исключить, что Япония примет решение отказаться от участия в строительстве АЭС "Wylfa Newydd".
Правительство Абэ называет экспорт реакторных технологий одной из основ экономического роста, но до сих пор какиж-то крупных успехов в реакторном экспорте страна не достигла.
В соперничестве за инозаказы с Россией и Китаем японское правительство готово пойти на расширение финансовой поддержки проектов японских атомщиков за рубежом. Но переиграть россиян и китайцев на этом поле трудно, полагает газета.
Китайские государственные компании не жалуются на отсутствие господдержки своих проектов. А Россия предлагает заказчикам полный комплекс услуг, включающий поставку топлива и обращение с ОЯТ.
В атомной отрасли Японии определённые надежды связывают с намерениями Чехии построить у себя новые атомные блоки. За чешские заказы готовы побороться Китай, Россия, Южная Корея и совместное предприятие MHI и "Framatome". Но финансовые аспекты и здесь ставят японские устремления под сомнение.
Тадаси Нарабаяси, профессор токийского технологического института, предупреждает, что такими темпами "Япония потеряет свою атомную отрасль и будет вынуждена импортировать реакторы из Китая".
Это случится довольно скоро, примерно через 20 лет, полагает профессор. Он характеризует ситуацию вокруг японской атомной отрасли как "критическую".
Высокопоставленный чиновник из одного из связанных с экономикой правительственных органов Японии комментирует происходящее так: "Японским производителям, которые не в состоянии строить АЭС даже в своей стране, трудно завоёвывать доверие за рубежом".
Иными словами, чиновник полагает правительственную стратегию по экспорту реакторов саму по себе необоснованной.