Российский Федеральный ядерный центр в Сарове провел успешные испытания первой в мире упаковки для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов воздушным транспортом.
Испытания макета транспортно-упаковочного контейнера для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов (ТУК-145/С) воздушным транспортом прошли на соответствие требованиям российских и международных правил, предъявляемым к упаковкам типа «С» (тип упаковки для перевозки ОЯТ исследовательских реакторов воздушным транспортом).
Упаковка представляет собой контейнер SKODA VRVR/М в защитно-демпфирующем кожухе из титановых сфер, которая должна оставаться герметичной при столкновении с мишенью на скорости 90 м/с (это примерная скорость падения контейнера с высоты 10000 метров). Защитно-демпфирующий кожух является совместной разработкой ООО НПФ «Сосны» и ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», контейнер – разработка SKODA JS a.s. Макет упаковки был изготовлен в масштабе 1:2,5. Успешное прохождение испытаний подтвердило способность и полномасштабной упаковки выдерживать подобные нагрузки.
Разработка контейнеров типа «С» выполняется в рамках Российско-американской программы по возврату высокообогащенного ОЯТ с зарубежных исследовательских реакторов третьих стран и направлена на повышение безопасности воздушных перевозок радиоактивных материалов.
В результате проведенных испытаний и дефектации в присутствии межведомственной комиссии, в состав которой вошли представители Госкорпорации «Росатом», Ростехнадзора, ФМБА России, ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», ООО НПФ «Сосны», ФГУП АТЦ СПб, ФГУП «ПО „Маяк“, ФГУП „ГНЦ РФ – ФЭИ“, ОАО „ТВЭЛ“, ОАО „НЗХК“ подтверждено, что конструкция успешно выдержала испытание, имитирующее нагрузки на упаковку при аварии на высоте 10 000 метров.