Это единодушное мнение участников круглого стола «Перспективы ядерного образования в государствах, развивающих атомную энергетику, и в странах, встающих на путь развития атомной отрасли», который прошел в рамках Международного форума «АТОМЭКСПО-2011». Тема безопасности и комплексный подход по обеспечению инфраструктуры в странах, планирующих строительство объектов атомной энергетики в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ, была затронута во всех выступлениях докладчиков. Ключевой фактор - это активное участие поставщиков ядерной установки в этом процессе. Ранее, на встрече Группы 8 в Довиле Президент РФ Д. Медведев предложил подходы к обеспечению данного взаимодействия. Специалисты по подготовке кадров позитивно отнеслись к данным инициативам и обсудили конкретные шаги по данному направлению.
Технический руководитель Департамента по ядерной энергии МАГАТЭ М. Хадид Субки ознакомил участников круглого стола с современным уровнем развития ядерных реакторов малой мощности. Эти реакторы имеют меньшее время строительства и более высокий уровень безопасности и надёжности благодаря модульному изготовлению. Для дальнейшего развития данной технологии требуется разработка порядка лицензирования. Также докладчик отметил, что, учитывая большие перспективы развития данных типов реакторов, необходимо большое внимание уделять безопасности, в частности, готовить квалифицированных специалистов.
Проректор НИЯУ МИФИ Э. Крючков рассказал о предпосылках создания национальных исследовательских институтах и задачах, поставленных перед НИЯУ МИФИ в области подготовки специалистов для атомной энергетики. МИФИ входит в тройку сильнейших институтов РФ, а по индексу цитируемости занимает первое место, обладает отличной учебной базой и является крупнейшим в России центром подготовки специалистов по ядерным специальностям. Это позволяет успешно осуществлять подготовку специалистов стран, планирующих строительство атомных электростанций. В частности, Э. Крючков рассказал об опыте подготовки вьетнамских студентов и планах по увеличению числа иностранных студентов, обучающихся по ядерным специальностям в России. Многолетний опыт подготовки специалистов в области эксплуатации ядерных объектов позволяет гарантировать высокий уровень профессионализма и безопасности объектов ядерной инфраструктуры.
Важными этапами деятельности в странах, вставших на путь создания атомной энергетики, являются создание благоприятного общественного мнения и подготовка персонала будущей АЭС. Инструментом решения данных задач должен стать интегрированный учебно-информационный центр. Этой теме был посвящен доклад ректора НОУ ДПО ЦИПК Ю. Селезнёва и заместителя директора по управлению персоналом, социальным и административным вопросам – директора Департамента по управлению персоналом ОАО «Концерн Росэнергоатом» А. Крупского. Анализ потребностей в персонале со стороны реципиентов Российских ядерных технологий приводит к необходимости создания в странах-реципиентах учебных центров, совмещенных с информационными центрами до начала строительства АЭС. Это позволит решать задачи по популяризации АЭС как работодателя, профориентации выпускников школ, а также осуществлять подготовку персонала АЭС. Создание учебно-материальной базы УИЦ - достаточно трудоемкий процесс, требующий привлечения большого числа высококвалифицированных специалистов АЭС, ученых, инструкторов и преподавателей. Для решения этой задачи создан консорциум из числа ведущих отраслевых организаций.
Российские УТЦ атомных станций имеют большой опыт подготовки персонала зарубежных АЭС. За период с 1999 по 2005 гг. в УТЦ Балаковской АС прошли обучение около 900 человек с АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Тяньвань» (Китай), АЭС «Куданкулам» (Индия). Об этом собравшимся рассказал С. Бердюгин, заместитель главного инженера Балаковской атомной станции.
Вице-президент Департамента обучения компании Areva С. Рунге в своём выступлении подчеркнул: урок Фукусимы показал, требуется очень тщательно подходить к подготовке персонала. Учитывая современные темпы развития атомной энергетики, в ближайшие 5 лет потребуется подготовить около 50 000 специалистов, что не возможно без международной кооперации в области ядерного образования.