Реорганизация реакторного направления французского атомного гиганта Areva, призванная помочь вывести компанию из тяжелого кризиса, в сложившихся условиях логична. Она похожа на интеграционные процессы в российской атомной отрасли при создании в 2000-х годах госкорпорации "Росатом", полагает заведующий сектором экономического департамента Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев.
Чистый убыток группы Areva по итогам 2014 года возрос почти в десять раз по сравнению с 2013 годом и составил 5,6 миллиардов долларов, что существенно превышает рыночную капитализацию компании. Начиная с 2003 года, Areva не смогла выиграть ни один тендер на строительство новых атомных энергоблоков. До сих пор не завершено начатое еще в 2005 году строительство третьего блока АЭС "Олкилуото" в Финляндии, за которое отвечает французская группа.
Ранее сообщалось, что вся деятельность по разработке дизайна, управлению проектами и продаже новых реакторов Areva и крупнейшей государственной энергогенерирующей компанией Франции Electricite de France (EdF) будут слиты в одно специализированное предприятие. Преполагается, что этот шаг позволит укрепить экспортную политику и приступить к обновлению французского парка АЭС.
Французские эксперты отмечали, что российская госкорпорация "Росатом" — пример глобальной интегрированной компании, успешно завоевывающей мировые атомные рынки.
Логичный путь
"Запланированное слияние – это в целом логичный путь. Кстати, французы всегда были склонны к концентрации в ресурсах на одном направлении. И шаг этот будет сделан неспроста", — сказал Кондратьев журналистам.
"Дело в том, что в ближайшие годы атомная энергетика Франции, да и сама экономика этой страны может столкнуться с очень серьезными вызовами. В начале 1970-х годов Франция вводила в эксплуатацию по нескольку энергоблоков в год. Их мощность достигала 4-5 гигаватт за год, а в ближайшие годы их уже пора выводить из эксплуатации", — пояснил он.
По словам эксперта, в последнее время Франции удавалось поддерживать стабильную ценовую политику для потребителей электроэнергии в первую очередь благодаря высокой доле атомной энергетики в энергобалансе.
"Сейчас французы пытаются каким-то образом разрешить для себя эту проблему через максимальную концентрацию усилий на обновлении электростанций и повышении эффективности самой Areva. Потому что в последние годы компании не все удавалось в ее деятельности – были большие задержки по строительству пилотных проектов европейского ядерного реактора EPR в Олкилуото в Финляндии, очень большие задержки на головном французском блоке во Фламанвиле. Не то чтобы их преследовали неудачи, но определенный негативный фон есть, и им сейчас надо пытаться как-то изменить ситуацию", — добавил Кондратьев.
Обновление парка АЭС без этого слияния провести будет непросто, считает он.
"Атомная отрасль считается очень капиталоемкой. Сейчас у французов, помимо Areva, есть еще и компания EdF, которая ведет достаточно самостоятельную политику и имеет большой денежный поток от действующих атомных станций. Он в принципе может быть направлен на финансирование новых проектов и, если будет принято такое решение, то, возможно, и на оказание помощи Areva в ее обязательствах по зарубежным контрактам", — отметил эксперт.
Пример Росатома
Решение о слиянии может облегчить поиск средств внутри самой компании, что даст возможность перераспределять их и на строительство новых станций, полагает Кондратьев.
"Так во многом происходит у нас в Росатоме. Кстати, на его примере, если гипотетически представить себе отдельное существование Росэнергоатома (электроэнергетический дивизион Росатома – ред.), проектных организаций и компаний, входящих в контур Росатома, то им бы было довольно сложно приходить к общему знаменателю в плане договоренностей. Да и самому Росэнергоатому было бы намного сложнее финансировать свою инвестпрограмму в ее текущих масштабах", — отметил эксперт.
Перед Францией сейчас стоит сложная задача – максимально быстро перейти к обновлению и строительству замещающих мощностей, считает Кондратьев.
"Иначе им придется увеличивать строительство в тепловой генерации, что серьезнейшим образом отразится на зависимости Франции от поставщиков топлива, плюс это не очень хорошо отразится на ее обязательствах по целям в плане сокращения выбросов. Без обновления парка атомных станций придется увеличивать импорт электроэнергии, причем в фантастических масштабах, что не очень хорошо и с точки зрения экономики, и с точки зрения стабильности системы", — полагает аналитик.
Насколько успешно пройдет консолидация, настолько успешно удастся решить проблему с замещением мощностей, добавил Кондратьев.
"Причем у французов нет столько времени, как в свое время было у Росатома, у которого в свое время на отладку процессов ушло пять лет. Я имею в виду время от прихода команды Сергея Кириенко и запуска процесса объединения (в рамках госкорпорации) до начала строительства станций по новым проектам или достройки станций с низким уровнем готовности. Мне кажется, что у французов сейчас этого времени нет", — сказал эксперт.
"Необходимо как можно раньше приступать к созданию замещающих мощностей, да и конкурентоспособность на внешнем рынке им тоже не помешала бы, особенно в свете того, что растет давление на рынке со стороны китайских и корейских поставщиков", — добавил Кондратьев.