Сегодня конечным этапом обращения с ОЯТ на Игналинской АЭС является установка контейнеров на открытой площадке, где они естественным образом охлаждаются. Как дальше хранить топливо, пока неизвестно, и бремя этой ответственности перекладывается на плечи будущих поколений. Такое мнение высказал начальник цеха хранилища отработанного ядерного топлива Ленинградской АЭС (ЦХОЯТ ЛАЭС) Владимир Симонов.
«Игналинская атомная станция одна из первых приступила к переводу топлива РБМК — 1500 на сухое хранение (упаковка стержней в специальные контейнеры, установка контейнеров в хранилище — прим. ИА REGNUM), — поясняет эксперт. — В проекте первоначально подразумевалась горячая камера. Планировалось, что из бассейна отработавшее ядерное топливо будет поступать в горячую камеру, затем отработавшие тепловыделяющие сборки будут разделены на три части, упакованы в чехлы, которые затем будут храниться в воде».
Схема, которую удалось реализовать на практике, выглядит несколько иначе. Чехол с топливом выгружается из воды, загружается в контейнер. Его термовакуумно осушают, закачивают газом и транспортируют на площадку под открытым воздухом, где это контейнеры и стоят, пояснил Владимир Симонов.
Технология обращения с отработавшим ядерным топливом на Игналинской атомной станции, по словам эксперта, аналогична технологии Ленинградской атомной станции. Главное отличие в подходе двух АЭС — финальный этап. На Игналинской станции он наступает с установкой контейнеров на площадке, где они и находятся до неопределенного времени. ЛАЭС же отправляет контейнеры с ОЯТ на переработку на горно-химический комбинат ЗАТО Железногорск Красноярского края. Эксперт напомнил, что срок годности контейнеров, используемых на Игналинской АЭС для хранения ОЯТ — 50 лет. «И через 50 лет проблему ОЯТ придется снова решать нашим литовским коллегам», — отметил Симонов.
Сухой способ хранения не зависит от энергии — ее не требуется для охлаждения топлива, прокомментировал эксперт. На горно-химическом комбинате контейнеры будут стоять в монолитном сейсмоустойчивом железобетонном хранилище и охлаждаться естественным путем.
«В случае природных катаклизмов это безопаснее. Мы на будущее поколение не возлагаем бремя ответственности за то, как дальше хранить такое топливо. На мой взгляд, проблему с отработанным ядерным топливом надо решать так, чтобы помогать будущему поколению, а не возлагать на него проблемы»,
— заключил эксперт.
Согласно официальным данным Игналинской АЭС, с начала ее эксплуатации накопилось всего около 22000 тепловыделяющих сборок, это 2500 тонн отработавшего ядерного топлива, из них 16000 сборок или 1800 тонн ОЯТ находятся в реакторе и бассейнах. В связи с невозможностью вывоза ОЯТ на переработку, пришлось искать способы долговременного хранения отработавшего ядерного топлива на ИАЭС. Имеющееся хранилище отработанного ядерного топлива сухого типа, рассчитанное на 120 контейнеров, заполнено.
Напомним, согласно условиям вступления Литвы в Европейский союз, Игналинскую атомную станцию должны были остановить и вывести из эксплуатации. Два реактора типа РБМК-1500 остановлены 31 декабря 2004 года и 31 декабря 2009 года соответственно, начат демонтаж АЭС.