Первый энергоблок Белорусской атомной станции планируется запустить в 2018 году, а специалистов по радиационному контролю в стране крайне мало. Интернет-газета "Завтра твоей страны" выясняла, успеют ли их подготовить отечественные вузы и будут ли способны эти специалисты обеспечить безопасную работу атомной станции.
Надзор за радиационными объектами: промышленными, медицинскими учреждениями, в зоне, загрязненной после аварии на Чернобыльской АЭС проводят врачи по медицинской радиологии. Заведующий отделением радиационной безопасности Николай Мацко, выступая на международной конференции «Здоровье и окружающая среда» констатировал проблему нехватки кадров в сфере медицинской радиологии. Он отметил, что в Беларуси 2033 объекта с ионизирующим излучением, которые необходимо держать под контролем специалистов. Однако в центрах эпидемиологии насчитывается чуть более 100 штатных должностей в сфере радиационной гигиены, из которых всего 37 врачей. Остальные вакансии заполнили совместители.
По словам Николая Мацко, немногочисленные специалисты по радиационной гигиене сосредоточены в основном в столице и областных центрах.
-- В Минском городском центре гигиены по сути два человека должны вести надзор за серьезными объектами. Судите сами, какой уровень санитарного надзора может обеспечить такое количество врачей,
-- отмечает эксперт. Проблема обостряется тем, что в Беларуси не налажена должным образом подготовка кадров по специализации «радиационная медицина». У нас готовят лишь врачей-гигиенистов.
Хотя с 2008 года формально действует Государственная программа подготовки кадров для ядерной энергетики, которой предусмотрена переподготовка гигиенистов по специальности «радиационная медицина».
–– Финансирование есть, но минздрав тратит эти средства на подготовку профессорско-преподавательского состава. А деньги нужны на обучение тех, кто уже работает,
-- подчеркивает Николай Мацко. Он отмечает, что в Островце, где строится АЭС, только недавно начали работать два молодых специалиста по радиационной гигиене. А всего в Гродненской области насчитывается четыре таких специалиста.
В институте имени Сахарова при БГУ на факультете мониторинга окружающей среды есть специальность «Медицинская физика» и «Ядерная и радиационная безопасность».
Заведующий кафедрой ядерной и радиационной безопасностиинститута БГУ имени Сахарова Николай Тушин отметил, чтоучеба по таким специальностям требует абитуриентов, хорошо подготовленных по физике и математике.
Однако реальность совсем иная. В этом году, чтобы поступить на «Медицинскую физику» и «Ядерную и радиационную безопасность» достаточно было набрать 99 баллов. По словам Николая Тушина, на эти специальности конкурса практически не было.
–– К нам часто приходят выпускники школ с периферии, где физику и математику преподают учителя, окончившие региональные педвузы. Если такие абитуриенты учились на «5» и «6», какая у них подготовка?
-- отмечает заведующий кафедрой. Эксперт констатирует, что найти выпускников школ с хорошими физико-математическими мозгами в нашей стране –– колоссальная проблема.
Кроме того, талантливые молодые люди из Беларуси уезжают учиться в Россию.
Николай Тушин считает, что престиж специальностей «Медицинская физика», а также «Ядерная и радиационная безопасность» был бы выше, если бы выпускников сахаровского института приравняли к специалистам по радиационной гигиене.
–– Как мы ни пытались согласовать с Минздравом, чтобы наших выпускников брали на соответствующие должности в медучреждения, не получается, -- отмечает эксперт.
По его словам, для улучшения качества обучения, важно, чтобы студент был привязан стажировками к определенному месту, начиняя с третьего курса.
–– Сейчас контакты между учебным заведением и производством разорваны. Найти ведущих специалистов, чтобы они провели занятия, пригляделись к студентам и начали с ними работать – большая проблема, -- говорит завкафедрой.
Он подчеркивает, что выпускники отечественных вузов хотят получить распределение на Белорусскую АЭС, но там к молодым специалистам относятся сдержанно.
–– Лучше пригласят из Украины или России с опытом работы. Однако мы лишаемся белорусской генерации кадров, –– полагает Николай Тушин.
Эксперт отмечает, что в России нет обязательного распределения для выпускников вузов, готовящих кадры для атомных станций. Несколько месяцев они трудятся обычными рабочими. После того, как сдадут квалификационные экзамены, могут получить должность инженера. Многие, правда, так и остаются рабочими с высшим образованием. По мнению заведующего кафедрой в Беларуси, где существует обязательное распределение выпускников, необходимо переходить к системе стажировок.
-- Это сняло бы многие проблемы. Необходимо лишь волевое решение руководства страны,
-- говорит Николай Тушин.