Соглашение между Украиной и Европейской организацией по ядерным исследованиям (ЦЕРН) о предоставлении нашему государству статуса ассоциированного члена ЦЕРН было подписано 3 октября 2013 г. Верховная Рада Украины ратифицировала этот документ 2 сентября 2014 г. Все официальные процедуры о присоединении Украины к ЦЕРН завершены еще в прошлом году, нотификация Соглашения должна была состояться до 1 октября 2015 г.
Большие надежды (и иллюзии) относительно перспектив участия украинских ученых в глобальной европейской программе "Горизонт-2020" в некоторой степени отвели стрелки интереса тех, кто формирует научную политику, от сотрудничества с ЦЕРН. Вспомним, с каким восторгом в научной среде и обществе в целом почти два года назад была воспринята весть о подписании Соглашения между Украиной и ЦЕРН. Некоторые в радостном порыве поторопились заявить, что Украина впервые по-настоящему интегрирована в европейское научное сообщество. Однако на практике процесс интеграции пробуксовывает, и причиной этого является не только затруднительная ситуация, в которой оказалась Украина. Сегодня можно услышать мнение, что ЦЕРН — дорогое удовольствие, и потому условия участия в этой организации необходимо тщательно продумать. Наверное, нет смысла сейчас говорить о том, какие возможности для Украины открывает вступление в ЦЕРН, об этом достаточно писал наш еженедельник (см., в частности, публикацию "Вектор высоких энергий", №24, 2015 г.).
Понятно, что вступление Украины в ЦЕРН имеет огромное значение не только для отечественной науки, — статус государства на международной арене определяется, кроме всего, уровнем развития его научно-технологической и инновационной сфер. Впрочем, в нашем политикуме отдают предпочтение другим статусным понятиям. Украинские ученые с начала строительства Большого адронного коллайдера (БАК) участвовали во многих исследованиях, изготовляли (и изготовляют) для ЦЕРН высокотехнологическое оборудование.
Обретение Украиной статуса ассоциированного членства в ЦЕРН, по мнению руководителя международных проектов харьковского предприятия "Светодиодные технологии Украины", профессора Вячеслава Борщова, позволило бы, во-первых, поднять на качественно более высокий уровень работу наших ученых по проблемам, которые волнуют мир и мировую науку. Ведь наши ученые получат доступ к уникальным физическим экспериментам. Во-вторых, благодаря членству в ЦЕРН, отметил Вячеслав Николаевич,
"нам было бы легче конкурировать с мировыми фирмами при создании новых детекторов. Сегодня наша команда работает над созданием мощных кабелей для эксперимента ALICE, и хотя мы можем произвести продукцию, которая по техническим параметрам на 25–30% лучше предлагаемой американской фирмой, однако преимущество имеют американцы (США платит взнос за участие в ЦЕРН). Впрочем, в ЦЕРН заинтересовались нашими разработками, на днях в Харьков прилетает группа авторитетных специалистов, с которыми мы обсудим условия участия нашей команды в международном проекте. Но все это сотрудничество построено на инициативе самых ученых, научных коллективов и не поддерживается на государственном уровне. Если бы наша страна имела статус ассоциированного члена ЦЕРН, многие вопросы решались бы значительно проще. Кстати, в свое время, получив немало заказов от ЦЕРН, мы спасли от упадка многие предприятия в Украине".