Россия и Китай совместно разрабатывают предложения по недопущению эскалации напряженности на Корейском полуострове. Об этом «Известиям» рассказал посол России в Китае Андрей Денисов.
— Мы опасаемся в первую очередь ступенчатой эскалации вниз, и здесь позиции Китая и России совпадают. Есть отработанный механизм шестисторонних переговоров (КНДР, Республика Корея, Китай, Россия, США и Япония. — «Известия») по сокращению ядерной программы КНДР в ответ на ослабление факторов, которые она воспринимает как военную угрозу. Но сейчас, из-за того что эскалация приняла достаточно серьезный характер, возвращение к этой схеме не просматривается. В таких условиях Россия считает, что нужно хотя бы заморозить эту ситуацию. По меньшей мере не ухудшать ее. Мы обращаемся к американцам и южнокорейцам с предложением если не прекратить ежегодные военные учения, то хотя бы ограничить их масштаб. Сейчас и Китаю, и России важно удержать ситуацию в регулируемых рамках, — заявил Денисов. — Мы выступаем с предложением к США, Японии и Южной Корее оценить реальный военный потенциал КНДР. Все эти пуски — это в значительной мере демонстрационный эффект. Нам необходимо оценить действительную степень угрозы. Мы предлагаем совместно это всё изучить, но пока такого рода предложения не получают поддержки.
При этом посол отметил, что Москва ведет переговоры по этому вопросу и с Пхеньяном, в том числе на высоком уровне. В свою очередь, в КНДР заявляют, что обеспокоены в первую очередь собственной безопасностью и попытками американцев разрушить существующий в стране режим.
— Ядерная проблема Корейского полуострова имеет более широкий характер, чем просто ядерные пуски и ракетные испытания КНДР. Россия и Китай однозначно это осуждают, потому что подобные действия подрывают региональную и глобальную стабильность. Но в то же время мы осуждаем и те военные приготовления, которые демонстративно осуществляют американцы и, в известной мере, навязывают их своим союзникам, используя северокорейские ядерные испытания как предлог. Система ПРО THAAD выходит далеко за рамки военной необходимости с точки зрения реальной ядерной угрозы, исходящей из Северной Кореи,
— заявил Денисов.
В начале июля стало известно о решении Сеула и Вашингтона разместить наземную систему ПРО THAAD на юге Корейского полуострова. Несмотря на то что, по заявлению сторон, противоракетный комплекс будет использован «исключительно для защиты от растущего ядерного и баллистического потенциала Северной Кореи», он способен вести слежку за большей частью территории Китая и Дальним Востоком России. Такое положение дел не устраивает ни Москву, ни Пекин.
Одновременно с обсуждением возможных мер по недопущению конфликта Пекин, по информации «Известий», рассматривает варианты по сокращению торгово-экономических отношений с Сеулом.
— Для Китая очень важно сохранять и поддерживать стабильность в регионе. Размещение системы ПРО этому препятствует. Безусловно, Пекин воспринимает решение Сеула как угрозу собственному ядерному потенциалу. Сейчас идет обсуждение вопроса о сужении рынка южнокорейских товаров, — рассказал «Известиям» источник в китайских внешнеполитических кругах.
Китай занимает первое место в списке экономических партнеров Республики Корея. По данным OEC (The Observatory of Economic Complexity), на КНР приходится 24% южнокорейского экспорта, что составляет более $140 млрд.
В свою очередь, Сеул предупреждает, что разработка Пхеньяном ядерного оружия приведет к возникновению угрозы безопасности во всем мире. До сих пор правительство Республики Корея (РК) выступало против разработки ядерного оружия. Генеральный директор по вопросам политики воссоединения министерства объединения РК Ли Ток Хэн 9 августа заявил, что страна может также приступить к разработке ядерного оружия, если КНДР продолжит свои испытания.
— Превращение КНДР в ядерную державу послужит началом эффекта домино — даже Республика Корея и, возможно, Япония начнут разработку ядерного оружия, — заявил южнокорейский политик. — Всё это приведет к возникновению огромной угрозы безопасности. Причем это уже не будет являться проблемой только Корейского полуострова.