МАГАТЭ взволновано активной деятельностью, идущей почти на всех ядерных объектах в Северной Корее, хотя и отмечает некоторый спад интенсивности операций на некоторых из них, об этом говорится в докладе гендиректора агентства Юкии Амано, опубликованном на сайте организации.
В документе отмечается, что агентство по-прежнему не в состоянии осуществлять полноценную проверку в КНДР и знание о ее ядерной программе ограничено.
При этом за отчетный период с прошлого августа наблюдения со спутников позволили выяснить, что экспериментальная атомная 5-мегаваттная станция в Йонбёне демонстрирует признаки деятельности, например, паровые сбросы и отток охлаждающей воды. "Тем не менее, в период с середины октября и в начале декабря 2015 года не было никаких таких признаков. Этот период является достаточным для откачки топлива и перезаправки реактора. На основе последних операционных циклов, новый цикл, стартовавший в начале декабря 2015, как ожидается, может продлиться около двух лет", — говорится в докладе.
Также с первого квартала текущего года специалисты агентства отметили многочисленные признаки операций, проводимых в радиохимической лаборатории в КНДР, в том числе поставки химических резервуаров и эксплуатации соответствующей теплоцентрали. "Такие признаки пропали в начале июля 2016 года. В предыдущих перерабатывающих кампаниях радиохимическая лаборатория работала с отработанным топливом из АЭС в Йонбёне", — отмечается в докладе.
При этом наблюдение за обогатительным заводом в Йонбёне указывает на использование обогатительной центрифуги, расположенной в пределах завода. О строительных работах вокруг здания сам Амано ранее уже сообщал Совету управляющих организации.
В то же время, после завершения в декабре прошлого года строительства еще одного ядерного объекта — легководной электростанции — агентство не зафиксировало никаких признаков завоза компонентов реактора в новостройку, указывается в докладе.
Также сотрудники агентства наблюдали через спутники за происходящим на шахте и обогатительном заводе Пайонгсан, заметив и там деятельность по добыче, обработке и обогащению.
"Продолжение и дальнейшее развитие ядерной программы КНДР и связанные с ним заявления КНДР, в том числе о придании "импульса" ее "ядерной силе", являются одной из основных причин для беспокойства. Ядерная деятельность КНДР, в том числе на экспериментальной АЭС в Йонбене и в радиохимической лаборатории, использование здания, в котором находится завод по обогащению и строительство на легководной станци, вызывает глубокое сожаление",
— заключил Амано в докладе.
КНДР объявила себя ядерной державой в 2005 году и в 2006-м, 2009-м и 2013-м годах провела подземные ядерные испытания, которые вызвали протесты международного сообщества. В ответ на действия Пхеньяна Совбез ООН принял ряд резолюций, требующих от КНДР прекратить деятельность в ядерной сфере. В резолюциях 1718 и 1874, помимо санкций, содержатся требования к КНДР не проводить ядерные испытания и запуски баллистических ракет, вернуться к переговорам о денуклеаризации Корейского полуострова.
В январе 2016 года КНДР провела очередное ядерное испытание, а 7 февраля запустила искусственный спутник с помощью ракеты, которая может быть начинена ядерной боеголовкой и поразить цель на расстоянии 12 тысяч километров.
В ответ ряд стран, а также Совет Безопасности ООН ужесточили санкции против Пхеньяна, чтобы вынудить его отказаться от своей ядерной и ракетной программ. Однако северокорейское руководство заявило, что не собирается их сворачивать, пока не будет устранена угроза для КНДР со стороны США.