«Беллона» познакомилась с ситуацией в губе Андреева 23 года назад. Это был один из самых опасных ядерно- и радиационных объектов в мире. Очень хорошо, что спустя годы поисков решений и технологических возможностей, практически все готово к выгрузке ОЯТ и транспортировке его на перерабатывающий завод «Маяк»,
– рассказал президент Объединения Bellona Фредрик Хауге.
Он отметил, что как представителю экологической организации, ему бы очень хотелось, чтобы все операции совершались как можно быстрее.
«Однако в этом случае мы настаиваем на обеспечении полной безопасности проведения работ как для персонала, а эти люди – настоящие герои, так и для окружающей среды. Пусть это займет на пару лет дольше, но будет максимально безопасно»,
– подчеркнул Хауге.
«У нас все готово для обращения с ОЯТ: система вентиляции, грузоподъемные устройства, система радиационного контроля, система оповещения»
– рассказал начальник отдела координации и реализации международных программ ГК «Росатом» Анатолий Григорьев на семинаре «История, текущее состояние и перспективы реабилитации ядерно-и радиационно-опасных объектов губы Андреева», организаторами которого выступают Госкорпорация «Росатом», Общественный совет Госкорпорации «Росатом», Экологическое объединение Bellona.
Пока не готовы только перегрузочные машины, в данный момент идет их сборка.
«Контейнеры для проекта готовы к приему поврежденного топлива и являются лучшим технологическим решением. В 2017 году будет отправлен первый эшелон из 15 контейнеров. Если отправка пройдет удачно, то в 2017 состоится вывоз еще одного эшелона»,
– рассказал Григорьев в интервью «Беллоне.Ру».
Риски операции
Мнения «Беллоны» и «Росатома» сошлись в оценке потенциальных рисков операции.
Транспортировка топлива за 3 000 км является одним из основных рисков. Сначала топливо будет перегружено в контейнеры и доставлено морем на ФГУП «Атомфлот», откуда поездом отправится на ПО «Маяк».
«Беллона» также считает, что потенциально опасной является и операция по извлечению топлива из ячеек, во время которой может произойти выпадение таблеток с урановой композицией, что может привести к ядерно-радиационной аварии.
Однако Григорьев заверил «Беллону», что если не удастся извлечь топливные сборки поканально, будет извлекаться весь чехол полностью.
Говоря о сроках выгрузки и транспортировки ОЯТ из губы Андреева, Григорьев высказал сомнение в том, что все ОЯТ удастся выгрузить и вывезти за пять лет.
«Пять лет – слишком мало. За этот срок гарантированно будет вывезено топливо из двух емкостей – это где-то 70 процентов ОЯТ. Но самую большую сложность представляет третья емкость. Там, скорее всего есть дефектное топливо. А судя по мощности гамма излучений, там может быть и разрушенное топливо, – рассказал он в интервью «Беллоне.Ру». – Я бы сказал, что понадобится еще дополнительно два года работы по третьей емкости».
По словам руководителя Агентства по радиационной безопасности Норвегии Ингмара Амундсена, благодаря «Беллоне» была проделана огромная работа – проблема объектов в губе Андреева появилась в повестке дня.
«Когда меня спрашивают о прогрессе в реализации работ, я отвечаю, что уже сделано очень много, и очень много еще предстоит сделать. Это ответственность российской стороны, однако проект по выгрузке и транспортировке ОЯТ из губы Андреева – часть долгосрочных планов сотрудничества между двумя странами».