С 9 по 10 декабря прошла очередная Стратегическая сессия в рамках Программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ. На этот раз модуль «Моделирование проектов и процессов развития Университета» был посвящен приоритетам развития Университета при формировании системы стратегических академических единиц (САЕ). В работе стратсессии приняли участие эксперты и профессор московской школы управления СКОЛКОВО А.Е. Волков, ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов, профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза.
В своем выступлении А.Е. Волков поделился опытом ведущих российских и зарубежных университетов, включая MIT, UCLA, МФТИ. Среди проблем, общих для многих вузов, он указал, в частности, на отсутствие организационной рефлексии, исследовательского протокола.
Эксперт также упомянул такие важные черты, как финансовая диверсификация и кадровая политика. Немаловажным фактором оказывается и конкретный коллектив, решающий определенную задачу. Кроме того, при выборе университета на человека влияют условия работы, скорость оформления документов, отсутствие формальных препятствий. Удивительным как для самого спикера, так и для аудитории фактором оказалась возможность найти работу для супруга (супруги).
Говоря о том, что складываются новые системы управления, А.Е. Волков привел пример ряда вузов, в которых они с успехом применяются. Эксперт объяснил необходимость социогуманитарного блока для специалистов физико-математического профиля, освоения новых подходов к коммуникации для правильной артикуляции мысли, ссылаясь на опыт передовых университетов.
После увлекательной многоплановой лекции профессора СКОЛКОВО участники 10 групп, представляющих разные стратегические академические единицы и направления, выступили с результатами межсессионной работы. Среди участников были пять САЕ: Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ), Институт нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике (ИНТЭЛ), Инженерно-физический институт биомедицины (ИФИБ), Институт интеллектуальных кибернетических систем (ИИКС), Институт лазерных и плазменных технологий (ЛаПлаз), и группы: Образование, Управление, Исследования, Филиальная сеть, Инновации. За каждым докладом следовали подробное обсуждение, комментарии и вопросы от коллег по цеху и экспертов сессии. По итогам первого дня группы корректировали презентации с учетом высказанных предложений и на второй день представляли на суд собравшихся результаты работы.
Членами САЕ и тематических групп были представлены результаты работы в межсессионный период. Были озвучены проблемы и приоритеты развития, стоящие перед университетом, представлена дорожная карта на ближайшие несколько лет. В число приоритетных целей вошли повышение вовлеченности НПР в модернизацию НИЯУ МИФИ, выявление активного ППС, создание привлекательных условий для работы с иностранными студентами. Важно также учитывать обратную связь для дальнейшего развития института. Среди проблем была выявлена коммуникативная закрытость некоторых САЕ и необходимость ее преодоления для осуществления внутреннего взаимодействия. В сфере образования было предложено, в частности, осуществить преобразования учебного плана на новой микромодульной основе. Некоторым САЕ, к примеру, ИИКС было рекомендовано поставить задачу привлечения студентов внебюджетной формы обучения. Для одних САЕ первостепенными задачами являются открытие новых лабораторий и увеличение числа иностранных преподавателей (ИФИБ), в то время как для других ключевым становится новое содержание образовательных программ. Вслед за ведущими зарубежными университетами каждой САЕ следует сформировать линейку программ («major» и «minor») для подготовки специалистов по актуальным направлениям. Группой «Филиальная сеть» было предложено диверсифицировать образовательные программы, а также оказывать консалтинговые услуги в целях привлечения дополнительных средств. В целом, большинство участников стратегической сессии выразило готовность внедрять проектную деятельность в свою работу.
По словам А.Е. Волкова, на следующей сессии планируется сосредоточиться на вопросах управления, а также на исследовательских и инициативных проектах. Подытоживая результаты работы, он посоветовал участникам искать новые формы коммуникации. А.Е. Волков также отметил положительную динамику всех участников за время сессии и необходимость продолжать движение в начатом направлении, погружая исследовательские проекты в САЕ.