C 28 февраля по 1 марта НИЯУ МИФИ провел IV Стратегическую сессию, основной темой которой стала актуализация инновационной политики вуза, а также подведение итогов цикла подобных встреч, где представители университета вырабатывали конкретные стратегические решения для реорганизации процесса функционирования института. В работе принимали участие профессор московской школы управления СКОЛКОВО А.Е. Волков и ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов, а также эксперты бизнес-школы СКОЛКОВО, которые вносили конструктивные замечания и предложения.
Задавая установку на сессию, Андрей Евгеньевич отметил третью миссию университета, заключающуюся в его инновационной активности (наряду с образованием и исследованиями): «Эта миссия стала выступать не в качестве пожелания или десерта к двум другим, а полноправным компонентом или основанием деятельности университета». Однако он выразил сожаление о том, что это все еще не очевидно представителям большинства ведущих высших учебных заведений России.
Затем перед собравшимися выступил ректор НИЯУ МИФИ, который согласился с высказанным тезисом об инновационности современного университета: «Самым худшим результатом процесса науки является отчет на полке, который не используется по назначению. Обязательно должен быть конечный продукт, востребованный индустрией». Здесь Михаил Николаевич отметил, что МИФИ предстоит сделать еще очень многое в этом направлении, учитывая, что нам есть у кого поучиться и чьим опытом воспользоваться.
Перед тем как начать работу руководящий состав университета и сотрудники вуза, отобранные на конкурсной основе, прослушали лекцию генерального директора ООО «НЦ ТЕХНОСПАРК» Д.А. Ковалевича на тему «Серийное технологическое предпринимательство: стартап как продукт профессиональной деятельности», в которой он представил неклассический подход к инновационной активности. Для наилучшего описания этого нового для всего мира процесса, который находится еще в стадии формирования, Денис Александрович поделил выступление на две части: первая рассматривала тему с позиции предпринимателя, тогда как вторая – со стороны исследователя. Стоит сказать, что с самого начала лекции была развита оживленная дискуссия, каждая идея выступающего вызывала реакцию зала.
Первая часть началась с характеристики развития hi-tech индустрии России по многим показателям, которые показали крайне низкий уровень технологической предпринимательской активности страны. Так, например, доля активного населения, участвующего в этой сфере, составляет примерно 4% в США, в Европе – 1.5-2%, тогда как в России 0,1%; то есть на лицо отставание от лидера приблизительно в 40 раз. Представленная картина задала ситуационный фон для восприятия предлагаемых экспертом идей и дальнейшей дискуссии.
Переходя к основной теме, Денис Ковалевич отметил, что «предпринимательство равняется инновации», понимая под этим тот продукт работы предпринимателя, который меняет систему разделения труда путем отбора конкретной технологии, созданной изобретателем, и на основе которой можно сделать новый вид бизнеса. При этом он отметил ряд принципов, которым следуют строители венчуров, как сейчас называют серийных технологических предпринимателей. Это взаимодействие с компаниями в сфере материальных технологий (material-based technologies), деятельность должна быть инвестиционно-привлекательной, насильственное разделение видов бизнеса (на каждую имеющуюся функцию создается отдельная компания, т.е. гиперспециализация), и главный ресурс предпринимателя – это время.
Во второй части директор ТЕХНОСПАРКа рассказал о взгляде изобретателя-инженера на бизнес по конвейеру инноваций в европейском контексте, поскольку, по мнению эксперта, работать возможно только с тем, кто относительно недалеко расположен и так как развитие инженерии в последние сто лет в России и Европе шло «в рамках одного проекта». Согласно эксперту, Европа, имея приблизительно равный уровень с Северной Америкой по технологиям, высокий уровень кооперации в науке, исследованиях и инженерии и низкие показатели по предпринимательству, «сделала ставку» на углубление разделения труда в изобретательской деятельности. Ранее существовавшая позиция инженера разбилась на четыре: прикладной исследователь, занимающийся производством принципиальных технологических возможностей, разработчик, отвечающий за реализуемое решение, технолог, создающий технологию, годную к масштабированию в индустриальном процессе и системный инженер, отвечающий за производство пилотного физического объекта. Поскольку данные позиции были разделены, то и у предпринимателя появилась возможность расщепить свою деятельность, вступая с каждой из них в свою кооперацию. Денис Александрович проиллюстрировал процесс успешного функционирования каждой из позиции на основе Weizmann Institute (Израиль), KU Leuven (Бельгия), научного центра IMEC (Бельгия) и компании VDL ETG (Голландия) соответственно.
В целом, эксперт отметил, что в случае, когда инженерное сообщество имеет подобную высокую степень специализации, а предприниматели нет, происходит экспансия первых в зону ответственности вторых в форме центров трансфера технологий, что и произошло в Европе в последние двадцать лет. Инженеры стали замещать часть функции, которые обычно приходятся на предпринимателей, путем их распределения между членами, например, университета, и образуя одного коллективного предпринимателя.
Резюмируя свою лекцию, Денис Ковалевич представил три примера успешного взаимодействия технологических предпринимателей с университетами. Первый заключается в «инкорпорации предпринимателя в тело университета», который, занимая высокую позицию, прививает новый тип мышления всему вузу. Второй вариант подразумевает создание абсолютно новой лаборатории в периметре университета, но которая от него хозяйственно отделена и находится под непосредственным управлением предпринимателей. И третий путь – строительство нового мультидисциплинарного нефакультетского здания, где соберутся специалисты разных научных областей, и которые будут работать вместе, не имея возможности к автономизации.
После лекции аудитория распределилась на пять групп для продолжения начатого в октябре 2015 года анализа тематической проблематики группы теперь уже в контексте инновационной деятельности МИФИ и с учетом только что полученного материала. В течение двух последующих дней результаты работы коллективно обсуждались на пленарных заседаниях, после чего мозговой штурм продолжался.
По результатам упорной работы группы выступили с докладами, в которых предложили шаги по трансформации деятельности НИЯУ МИФИ. Суммируя высказанные идеи, Андрей Евгеньевич Волков отметил, что самый развитый результат показала группа «Образование», которая представила наиболее системный подход, предложив принципы дальнейшего действия и логику их реализации. Другие группы – Исследования, Инновации, Человеческий капитал и Форсайт – проявили себя менее успешно, хотя и высказывали интересные идеи. Им еще предстоит собрать дополнительную информацию, провести большую аналитическую работу и доработать имеющиеся решения.
В целом эксперт высказал предположение, что осуществить переход от образовательного университета к настоящему, подлинно исследовательскому, что является очень сложным путем, возможно именно через инновации и предпринимательство.