14 февраля в НИЯУ МИФИ прошел семинар международного рейтинга университетов THE (Times Higher Education), ежегодно публикуемый журналом «Times Higher Education magazine», специализирующимся на новостях и других вопросах высшего образования. С презентациями перед студентами и сотрудниками университета выступили главный редактор рейтинга Фил Бейти и директор по данным и аналитике THE Дункан Росс. Мастер-класс начался с приветственной речи ректора НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханова, который представил собравшимся почетных гостей.
Фил Бейти начал с краткого экскурса в историю издания THE, рассказал о его развитии, результатах мировых университетских рейтингов (WUR), данных, на которых рейтинги строятся. Давая обзор положения университетов разных стран в зависимости от различных критериев оценки, он подчеркнул немаловажную роль МИФИ: «Мы рады, что МИФИ – один из наших главных партнеров в проектах. Наши инструменты работы с данными позволяют получить аналитическую картину ситуации в университетах и позволяют МИФИ развивать его стратегическую миссию. Это университет мирового класса, он находится в глобальной среде, поэтому чрезвычайно важно себя правильно позиционировать».
По словам спикера, в рейтингах по-прежнему доминируют американские университеты, но в последние годы стремительно начала набирать обороты Азия, а из российских вузов один университет (МГУ им. Ломоносова) был включен в топ-200. Говоря о количестве публикаций, Фил Бейти объяснил невысокие позиции России «вызовом», который брошен языком публикаций. В то же время в отношении преподавательского состава у нашей страны стабильно сильное положение (13 место), преподавательский рейтинг высок. По показателю «международная перспектива» Россия находится на 43 месте, но обладает огромным потенциалом для развития, поскольку у нас есть «прекрасные русские студенты, обучающиеся за пределами России».
Главный редактор рейтинга также напомнил о важности позиционирования университета как глобального учебного заведения. Под глобальным подразумевается не университет, имеющий энное количество иностранных студентов, а имеющий прозрачный глобальный бренд.
Дункан Росс сосредоточил свое внимание на методологических особенностях рейтинга и представлении брэнда МИФИ. Было дано сравнение университета по определенным показателям с пятью другими, а также обсуждались стратегические возможности развития университета.
«При составлении рейтингов мы не включаем все возможное количество университетов (около 23000), но сосредотачиваем внимание на институтах с интенсивной исследовательской деятельностью»,
- начал директор по данным и аналитике THE, отметив довольно высокие средние показатели России по сравнению с университетами. Он объяснил необходимость внутренней системы обзора работ коллегами (peer-review system), сравнивая ее с «критичным другом», который находится на твоей стороне, хочет помочь, но при этом смотрит с позиции критика.
В качестве примеров для сравнения были взяты Корейский институт передовых технологий (Южная Корея), Киотский университет (Япония), Университет Пердью (США), Китайский университет Гонконга и Университет Цинхуа (Китай), которые не похожи на МИФИ, но обладают рядом интересных особенностей. Были подробно рассмотрены истории развития университетов и их брендов.
Говоря об Университете Пердью, спикер обратил внимание на логотип учебного заведения, поезд на котором символизирует исторически сложившуюся связь с индустрией. Также он упомянул оправданные риски, на которые пошло руководство университета, увеличив число иностранных студентов. Здесь была проведена линия с российскими вузами, которые наращивают данный показатель, а также соотношение количества научных работ к числу ученых. Среди главных недостатков российских вузов, тем не менее, было названо уменьшение процента цитирования. Среди стран-лидеров в отношении студентов-иммигрантов оказались США, Великобритания, Австралия. Ко всеобщему удивлению, Россия заняла почетное пятое место. Большинство иностранных студентов приезжают в Россию из Белоруссии и Казахстана.
Фил Бейти, говоря о таком аспекте, как репутация, заявил, что это важнейший фактор как для иностранных студентов при выборе университета, так и для ученых, выбирающих место дальнейшей карьеры. В качестве примеров выступили Колумбийский университет города Нью-Йорка, Наньянский технологический университет, Мельбурнский университет и Университет короля Абдулазиза. Ф.Бейти упомянул отличную репутацию МИФИ, запоминающийся логотип, а также неоднократно менявшееся название университета и посоветовал в дальнейшем придерживаться одного логотипа и одного названия.
Главный редактор рейтинга THE привел интересный пример привлечения внимания к университетскому бренду, когда Мельбурнский университет посреди улицы устроил интерактивную выставку, на которой все желающие могли прикоснуться к сенсорам или измерить пульс.
В заключении были даны рекомендации оставаться собой, помнить о миссии университета и целях, его роли в обществе.
Выступления представителей THE вызвали живой интерес присутствовавших, множество вопросов и оживленную дискуссию.