Конкуренция между сторонниками "Драконов" и (C)AP в Китае резко обостряется по мере приближения к моменту выбора реакторных проектов для старта строительства новых блоков.
На 2017 год в Китае запланировано начало строительства сразу восьми новых блоков, причём для них всех могут быть выбраны реакторы (C)AP.
Для шести из восьми блоков могут быть выбраны реакторы AP-1000, а ещё два блока станут первыми блоками с CAP-1400. Естественно, всё это верно лишь в том случае, если соответствующие предложения будут поддержаны Госсоветом КНР.
Очевидно, что такие перспективы не радуют корпорации CNNC и CGN, разработчиков двух проектов HPR-1000. В ужесточающейся на глазах конкурентной борьбе они выбрали основной мишенью проект CAP-1400.
Документом, призванным повлиять на умы пекинских лиц, принимающих решения, призван стать отчёт, чьим автором является Чжан Луцин (Zhang Luqing).
В недалёком прошлом он занимал ответственные посты в CNNC, однако сейчас он на пенсии и может выступать как независимый эсперт - хотя для простого пенсионера слишком хорошо осведомлённый о положении дел у конкурентов бывшей своей корпорации.
Чжан Луцин поставил под сомнение безопасность и надёжность основного оборудования и систем CAP-1400 под тем предлогом, что в Китае никогда ранее не изготавливали их для реактора столь большой мощности.
Эксперт прогнозирует для первых блоков с CAP-1400 повторение тех же ошибок, что были допущены при строительстве в Китае первых AP-1000, и как следствие, проблем на заводах, срыва графиков и перерасхода смет.
В отчёте Чжан Луцина есть и конкретные претензии. Так, он считает ненадёжными обоснования стратегии IVR (удержание повреждённого и расплавленного топлива в корпусе реактора), представленной разработчиками CAP-1400.
В обоснование стратегии разработчики (компания SNPTC) провели шесть экспериментов. Чжан Луцин пишет, что один из них был выполнен не в отраслевом институте, а в одном из китайских университетов, причём подобная практика для китайского атома совершенно нетипична.
Другая серьёзная и конкретная претензия атомного ветерана касается ситуации с ГЦН CAP-1400.
К созданию и производству насосов привлечены сразу две китайские компании "Harbin Electric" и "Shenyang Blower Works", но ни одна из них не может сегодня гарантировать, что сумеет их поставить.
Известные проблемы с ГЦН на первых AP-1000, повлекшие за собой ряд переделок, помешали завершить в срок и в полном объёме передачу Китаю технологий насосов от американской стороны. А ведь для CAP-1400 потребуется не просто клонировать ГЦН AP-1000, но разработать их более мощную модификацию.
По данным Чжан Луцина, по состоянию на сегодня, "Shenyang Blower Works" завершила тестирование опытного образца ГЦН CAP-1400, но результаты тестирования остаются неизвестными, так как их до сих пор не передали в надзорные органы.
А попытка "Shanghai Electric" совместно с германской компанией KSB разработать альтернативный вариант насосов полностью провалилась. Необходим возврат на стадию НИОКР, причём неизвестно, ни когда это может произойти, ни во что это обойдётся Китаю.
Появление отчёта Чжан Луцина - один элемент запутанный головоломки, которую представляет собой конкуренция внутри китайской атомной отрасли.
Другим элементом, также не свидетельствующим в пользу (C)AP, может стать внезапная отставка Ван Чжунтана (Wang Zhongtang), президента компании SNPTC, созданной для адаптации в Китае технологии AP-1000.
Краткое уведомление об отставке Ван Чжунтана появилось 12 февраля 2017 года. Названная причина ухода опытного атомщика, работавшего в отрасли с 1985 года, для китайской действительности смехотворна - он якобы посвятил себя "стартапному бизнесу".
С момента уведомления прошло уже более трёх недель, но пока никаких сведений о том, получил ли Ван Чжунтан пост в какой-либо государственной структуре или компании, не появлялось.
Новый президент SNPTC также всё ещё не назначен. Его обязанности исполняет Ван Фэнсюэ (Wang Fengxue).
Впрочем, не стоит думать, что у CAP-1400 и его разработчиков впереди только чёрная полоса.
У проекта есть немало влиятельных сторонников. Так, глава национального энергетического управления (NEA) считает, что именно CAP-1400 превратит Китай в "ядерного гиганта".