В марте в Димитровграде пройдет первый, технический, пуск пучка протонного ускорителя. На полную мощность — лечение 20 тыс. пациентов в год — центр выйдет в 2019 году. Как сообщила «Известиям» министр здравоохранения Вероника Скворцова, димитровградский Федеральный центр протонной терапии и медицинской радиологии — часть «дорожной карты» по развитию центров ядерной медицины в стране. Ожидаемый социальный эффект от развития таких центров будет заключаться в снижении смертности на 30%.
В России лишь 10% пациентов могут получить помощь в области лучевой диагностики, в то время как в развитых странах — 80%. В 17 раз меньше радиотерапевтических центров, чем в США. Техническое оснащение 90% отделений лучевой терапии устарело на 30–40 лет. Тем важнее, что ФМБА вышло на финишную прямую строительства Центра медицинской радиологии.
Ядерная медицина в России стала объектом государственной поддержки сравнительно недавно. По данным Ассоциации медицинских физиков России, несмотря на активное развитие этой отрасли в нашей стране в последние годы, лишь 10% пациентов, нуждающихся в лучевой диагностике, могут получить помощь. Для лучевой терапии этот показатель еще ниже — 3%.
Для сравнения: в развитых странах в среднем 80% нуждающихся пациентов могут получить самую качественную радиологическую помощь. В России в 44 раза меньше протонных ускорителей, чем в США, в 35 раз меньше медицинских физиков, в 17 раз меньше радиотерапевтических центров (в России их 140, а в США — 2500). Техническое оснащение 90% отделений лучевой терапии устарело на 30–40 лет. При этом, по оценке Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), в лучевой терапии нуждаются 320 тыс. россиян.
Потребность в радионуклидной терапии (РНТ), являющейся одним из наиболее эффективных методов лечения рака, в России также не удовлетворяется. По данным ФМБА, ежегодно в России в ней нуждаются 50 тыс. пациентов, а пролечиваются всего 2 тыс. в год. Средний показатель обеспеченности РНТ в европейских странах составляет одну «активную» койку на 340 тыс. граждан. В России пока работает в общей сложности 134 «активные» койки — по одной на каждый миллион россиян. Для выхода на европейский уровень медицинского обеспечения стране требуется как минимум 450 «активных» коек.
Развитие ПЭТ-технологий в России вовсе ничтожно: на миллион человек в нашей стране приходится всего 0,14 ПЭТ-центров, в то время как в США — шесть на миллион граждан. По последним данным, в России эксплуатируется 53 ПЭТ-сканера, а для удовлетворения потребности требуется установить еще 75 ПЭТ-сканеров.
Такая же картина наблюдается и в области протонной терапии. В РФ в подобном лечении нуждаются 30–50 тыс. человек в год, она показана 7–8% взрослых онкологических больных и 90% детей. Пока в стране существует всего три государственных центра протонной лучевой терапии: Институт теоретической и экспериментальной физики им. А.И. Алиханова в Москве, Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова в Гатчине, Объединенный институт ядерных исследований в Дубне.
— Потенциальные потребности в технологиях ядерной медицины в России огромны, но для их реализации необходимо создание специализированных медицинских отделений (в том числе на базе имеющихся отделений изотопной диагностики), а также подготовка специализированного медицинского и инженерного персонала, — сказала «Известиям» министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. — Учитывая это, правительство Российской Федерации прикладывает все силы для создания благоприятных условий развития ядерной медицины в стране. При участии заинтересованных ведомств и экспертного сообщества, а также представителей бизнеса была разработана и реализуется «дорожная карта» по развитию центров ядерной медицины в стране.
Ожидаемый экономический эффект развития федеральных центров ядерной медицины в стране составит 31,4 млрд рублей в год. Социальный эффект будет заключаться в увеличении на 15–20% числа выявленных злокачественных новообразований, снижении числа рецидивов злокачественных новообразований в 5–8 раз, излечении местно-распространенного рака предстательной железы в 95–99% случаев, снижении показателей смертности от злокачественных новообразований на 5–30%, улучшении качества диагностики сердечно-сосудистых заболеваний на 30–40%.
В рамках реализации плана по развитию центров ядерной медицины (распоряжение правительства РФ от 23.10.2015) в городе Димитровграде Ульяновской области будет открыт Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии ФМБА России (ФВЦМР), предназначенный для оказания специализированной медицинской помощи. ФМБА уже вышло на финишную прямую строительства этого комплекса.
— ФВЦМР — это первый в России федеральный центр протонной терапии и медицинской радиологии, рассчитанный на 200 тыс. посещений в год,— пояснила «Известиям» Вероника Скворцова.
В Центре предусмотрена консультативная поликлиника, протонный и радиологический центры, ПЭТ-центр, корпус радионуклидной терапии на 37 активных коек и круглосуточный стационар на 312 коек.
— Мы будем лечить пациентов с онкологическими, эндокринологическими и кардиологическими патологиями, проводить сердечно-сосудистые и нейрохирургические операции. Кроме того, сможем оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь пострадавшим при радиационных происшествиях, — рассказал «Известиям» руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба.
После выхода на полную мощность (в 2019 году) центр сможет оказывать помощь 20 тыс. пациентов в год. Медицинская помощь в ФВЦМР ФМБА России будет оказываться прикрепленному контингенту ФМБА России и взрослому населению Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов.
Главным достоинством Центра медицинской радиологии в Димитровграде будет возможность проводить протонную терапию на современном оборудовании бельгийской компании IBA.
— Преимущество протонной терапии, во-первых, состоит в более точном облучении, которое необходимо при лечении глубоко залегающих и сложно расположенных опухолей. Во-вторых, оно заключается в низком риске побочных действий с более быстрым восстановлением пациентов после окончания процедур. Также с помощью протонной терапии повышается вероятность полного уничтожения опухолевых клеток и шанс долгосрочной выживаемости пациентов, — отметил Владимир Уйба.
Это лечение особенно важно в педиатрии, поскольку при облучении протонами (в отличие от фотонной терапии) в разы уменьшается количество вторичных злокачественных опухолей, иногда возникающих на месте облучения через 15–20 лет.
Основным отличием Центра протонной терапии от существующих экспериментальных лабораторий, по словам Владимира Уйба, будет его высокая пропускная способность. Он сможет оказывать помощь почти 1200 пациентам ежегодно.
— Основой Центра протонной терапии является циклотронный комплекс,— пояснил «Известиям» вице-президент IBA Кирилл Макаренко. — В циклотроне происходит ускорение пучка протонов (до энергии не менее 220 МэВ с током пучка не менее 270 нА) и его предварительное формирование для использования в терапии онкологических опухолей. Система транспортировки пучка соединяет циклотрон с входной точкой каждой из процедурных комнат. И хотя она позволяет подавать пучок только в одну процедурную за раз, система может за секунды переключаться между процедурными, что дает возможность увеличить поток пациентов. В результате протонный центр сможет принять до 1200 больных в год.
Всего в центре оборудуют четыре процедурные комнаты для протонной терапии. В двух из них будет предусмотрена возможность вращать устройство транспортировки и формирования протонного пучка вокруг роботизированного терапевтического стола с пациентом, позволяя воздействовать с любого угла на опухоль, расположенную в любом месте, не подвергая пациента опасности. Эту возможность обеспечит система гантри.
— До конца марта будет произведен первый, технический, пуск пучка протонного ускорителя, а в августе-сентябре 2017 года будет сдана первая гантри, — уточнил Владимир Уйба. — На базе центра мы также собираемся готовить высококвалифицированные кадры по профилю «медицинская радиология». Впервые в России будет создан обучающий курс по программе «Протонная терапия» для врачей, медицинских физиков и других специалистов смежных областей. Специалисты смогут получить не только теоретические, но и практические навыки работы на уникальном оборудовании.
В рамках текущего цикла работ специалистами IBA будут проведены предпусковые испытания циклотрона, опробование различных элементов установки и проверка надежности работы системы управления контролем доступа в зону работы оборудования.