Минфин может получить контроль за планированием государственных инвестиций. Расширение полномочий ведомства Антона Силуанова, вероятно, произойдет после инвентаризации федеральных целевых программ, которая должна завершиться в апреле. Об этом сообщил «Известиям» федеральный чиновник, факт обсуждения подтвердил сотрудник Минэкономразвития (МЭР). В случае передачи полномочий Министерство финансов будет полностью отвечать за инвестиционное планирование.
До конца апреля Минфин и Минэкономразвития проведут глобальную проверку всех федеральных целевых программ (ФЦП), по итогам которой часть из них могут быть закрыты. Следствием этой работы также может быть сокращение объема администрируемых МЭР работ и переход всех полномочий по планированию инвестиций в Минфин, рассказал «Известиям» осведомленный федеральный чиновник.
— Инвентаризация ФЦП приведет к сокращению их количества. Там действительно целый ряд из них надо просто закрыть. А это значит, что конфигурация инвестиций и общий объем администрируемых работ изменятся. Минфин неоднократно высказывал намерение забрать себе все полномочия по инвестициям, аргументируя тем, что бюджет должен быть в одних руках, — сообщил чиновник, добавив, что дискуссия об этом идет «уже много лет».
Сотрудник Минэкономразвития подтвердил слова федерального чиновника в части существования подобной дискуссии, но добавил, что документального оформления пока не было.
— Такие разговоры ходят среди сотрудников департамента федеральных целевых программ и капитальных вложений, но документов пока никаких нет. Если полномочия по инвестициям всё же решат передать в Минфин, то соответствующие документы появятся только после ревизии всех ФЦП, не раньше, — отметил сотрудник МЭР.
В положении о департаменте федеральных целевых программ и капитальных вложений МЭР говорится, что данное структурное подразделение отвечает за формирование ФЦП, распределение бюджетных средств на их реализацию, разработку федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Также департамент отвечает за выработку госполитики в сфере инвестиций, согласовывает проекты документов о бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства госсобственности и ведет реестр инвестпроектов.
По словам федерального чиновника, Минфин настаивает на том, что «у бюджета должен быть один хозяин, и идея формировать бюджет по программному принципу не предполагает наличие двух ответственных за это органов».
— Судя по всему, вслед за контрактной системой в Минфин утекут и инвестиции, — отметил федеральный чиновник.
Другой источник, близкий к Минэкономразвития, не исключил, что в ведомстве может быть разделен пополам департамент бюджетного планирования и государственных программ и его «бюджетная» часть также перейдет в Минфин.
— Есть вероятность, что департамент бюджетного планирования и госпрограмм напополам поделят и половину, которая отвечает за бюджетное планирование, Минфину отдадут. Зачем Минэкономразвития бюджетное планирование, когда бюджетом занимается Минфин? А что касается госпрограмм, то в Минэкономразвития занимаются методологией их построения. Эти функции, скорее всего, у МЭР останутся, — рассуждает источник, близкий к ведомству Максима Орешкина.
Доцент кафедры экономики и финансов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Алисен Алисенов отмечает, что дискуссия о неэффективности реализации ФЦП и расходов на них ведется всё последнее десятилетие.
— Мы сначала очень много планируем, а потом понимаем, что денег на это нет, а те, что уже выделили, были расходованы неэффективно. Поэтому было бы логично передать разработку ФЦП в Минфин, чтобы они планировали ровно столько мероприятий, на сколько хватит денег. Но у Минэкономразвития обязательно должны быть полномочия по согласованию ФЦП, ведомство должно смотреть, насколько запланированные мероприятия в ФЦП отвечают его макропрогнозу, — считает Алисен Алисенов.
Профессор Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ Максим Никитин, наоборот, убежден, что за планирование и расходы должны отвечать два разных ведомства.
— В идеальном мире за инвестиции должны отвечать разные ведомства. Одно их планирует, а другое их выделяет. Но когда министр вдруг оказывается под домашним арестом, понятно, что аппаратный вес его ведомства сокращается. На мой взгляд, Минфин все-таки должен отвечать за расходование денег, — пояснил Максим Никитин.
В пресс-службе Минфина заявили, что с описанными предложениями не знакомы. В пресс-службе Минэкономразвития на запрос «Известий» ответили, что информацией о грядущих изменениях не располагают.