6 апреля 2017

В Госдуму внесён законопроект о реформировании рынка энергетики

Госдума может принять новую модель рынка тепла до конца весенней сессии 2017 года. Такие прогнозы озвучил замминистра энергетики РФВячеслав Кравченко. По словам чиновника, правительство в ближайшие дни должно «дорихтовать» документ, и парламент примет его уже на следующей неделе. В частности, в законопроекте будет более четко прописан антимонопольный контроль, и, по словам руководства ФАС России, ведомство уже внесло ряд соответствующих поправок. Однако участники рынка настаивают на необходимости как можно скорее принять поправки в ФЗ «О теплоснабжении» и считают степень контроля, прописанную в законопроекте, более чем достаточной. Представители властей указывают, что документ претерпел серьезные изменения, в нем учтены многие пожелания, поступившие от депутатов, сенаторов и регионов. Пилотные города определят сразу после утверждения закона, а площадками альткотельной в УрФО, по всей видимости, станут крупнейшие города – Екатеринбург и Челябинск, где теплогенераторами выступают «Т Плюс» и «Фортум».

Доработанный законопроект «О реформе рынка тепла» поступит в Думу РФ уже на следующей неделе. Об этом заявил замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко на круглом столе, организованном газетой «Ведомости», «Будущее централизованного теплоснабжения в России».

«Мы плотно работаем с поправками, которые представили депутаты и сенаторы… Мы проводили заседание в правительстве у Аркадия Дворковича. Есть понимание, что необходимо докрутить ряд положений и более четко прописать нормы антимонопольного контроля за деятельностью всех участников рынка в условиях новой модели», – заявилВячеслав Кравченко. Замминистра также озвучил опасения и предложения, поступившие в ходе обсуждения реформы.

«Во-первых, это наличие и степень контроля за ростом цены в тех системах, которые перейдут на новую модель: необходимо, чтобы такой контроль был максимально жестким. Второй момент, который мы обсуждали, это возможность предоставления скидок к цене альтернативной котельной. В-третьих, усиление контроля за деятельностью ЕТО со стороны муниципальных и региональных властей, – в первую очередь, за исполнением инвестиционных обязательств. Следовательно, встает вопрос ответственности за неисполнение обязательств по качеству, надежности и инвестициям. Мы постарались все эти вопросы решить. Надеюсь, успеем принять законопроект в эту весеннюю сессию», – резюмировал зам федерального министра.

Замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко слева

Однако, по мнению генераторов, «предоставление скидок» разрушает саму идею реформы, так как инвестор не получает справедливой цены и понятных правил игры в части установления долгосрочных тарифов. «Цена альткотельной является индикатором для инвесторов и потребителей в централизованной системе теплоснабжения и отражает цену справедливой альтернативы. Если дать возможность менять этот индикатор понижающими коэффициентами, то расчет цены АК сразу становится бессмысленным и возвращает нас в существующий порядок регулирования», – считают в ПАО «Т Плюс».

По словам замруководителя ФАС России Виталия Королева, антимонопольное ведомство также предложило ряд поправок к реформе, которые должны исключить злоупотребления со стороны ЕТО.

«Ко второму чтению ФАС России подготовила проект поправок, которые устанавливают антимонопольный контроль. Мы вводим специальные объекты этого контроля – это цены и распределение тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Кроме того, предлагается внедрить особый контроль за едиными теплоснабжающими организациями, поскольку они обладают повышенной рыночной силой. Они одновременно осуществляют функции диспетчирования в централизованной системе теплоснабжения, функцию единого закупщика и функцию сбыта. Их положение на рынке должно быть признано доминирующим. Такая организация будет понимать, что за ней ведется особый и внимательный контроль. Отмена жесткого тарифного регулирования требует усиления рыночного и антимонопольного контроля. Сейчас мы обсуждаем специальную ответственность для ЕТО за нарушение законодательства. Например, за неоднократные антимонопольные правонарушения лишать компанию этого статуса. Мы надеемся, что те механизмы, которые мы предлагаем, помогут развитию сферы теплоснабжения, сделают отрасль более привлекательной для частных инвестиций при конкурентном уровне стоимости услуг для потребителей», – выразил позицию ведомства Виталий Королев.

Участники рынка, в свою очередь, считают дополнительные меры контроля за ЕТО излишними и настаивают на необходимости скорейшего принятия реформы, ссылаясь на тотальный износ систем теплоснабжения. Замгендиректора ПАО «Т Плюс» Роман Нижанковский озвучил собственную аналитику компании, согласно которой в теплоснабжение федерации необходимо инвестировать порядка 4,5 трлн рублей, а по его компании, в частности, – 580 млрд. Однако такой объем инвестиций, по словам топ-менеджера, может окупиться в среднем в течение 7 лет. «Теплоснабжение точно возможно строить на рыночных принципах, для этого нужны долгосрочные правила ценообразования и понимание будущих потребностей потребителя. В случае перехода на новое ценообразование в отрасли основным источником окупаемости инвестиций будет сокращение непроизводственных потерь. Их уровень в России по всей цепочке системы теплоснабжения достигает 60%», – отметил топ-менеджер «Т Плюс» Нижанковский.

В целом, генераторы поддерживают поправку о заключении соглашения между ЕТО и органом местного самоуправления. В таком документе предлагается отразить текущее состояние системы теплоснабжения, целевые показатели повышения эффективности и сроки их достижения, а также обязательства муниципалитета о графике доведения предельной цены до уровня альткотельной. При этом в компании считают, что даже при незначительном росте стоимости тепла потребитель в конечном итоге сможет экономить на ресурсе за счет повышения эффективности от сделанных за его счет инвестиций.

«Для конечного потребителя принципиальное значение имеет не уровень тарифа за гигакалорию, а общий платеж за услуги теплоснабжения и качество этих услуг. Когда появится возможность возвращать инвестиции в модернизацию инфраструктуры по производству, передаче и распределению тепла, а также в клиентскую инфраструктуру, потребитель в обмен получит снижение расходования тепла (от 40% и выше). Эти мероприятия полностью нивелируют рост тарифа и позволят сохранить уровень платежа граждан. Его уровень по годам также можно отрегулировать в соглашении ЕТО и органа местного самоуправления», – считает представитель генерирующей компании.

При этом, согласно расчетам «Т Плюс», при интенсивной модернизации отрасли сработает мультипликативный эффект. «Повышая эффективность всей системы теплоснабжения, мы привлекаем инвестиции не только в производство и передачу тепла, но и в сопутствующие технологии и материалы российского производства. В оборот будут вовлечены инвестиции не только генерации или теплосетей, но и производителей труб, теплообменников, изоляционных материалов и прочего. Суммарно это может дать эффект до 1% роста ВВП», – резюмировал замгендиректора «Т Плюс». Однако, как отметил Роман Нижанковский, реформа рынка тепла позволит получить только 25% необходимых инвестиций. Остальные 75% потребуется привлекать в финансовом секторе.

Представители банковского рынка в свою очередь положительно оценивают тепловиков как потенциальных заемщиков в условиях предлагаемой реформы. Старший директор федерального центра проектного финансирования Внешэкономбанка Сергей Сиваев указывает на то, что реформа позволит банкам значительно активнее финансировать тепловиков. «Банкам для принятия решений необходимо прогнозировать будущие доходы заемщика. Долгосрочные тарифы на период инвестиционного цикла, это порядка 10 лет, значительно облегчат привлечение кредитов. Предпосылки для этого есть в действующей редакции закона, главная из них – это большая экономическая свобода и меньшее регулирование операционной деятельности. На данный момент проинвестировать что-то из текущих доходов невозможно», – считает эксперт.

Напомним, поправки в ФЗ «О теплоснабжении» уже прошли первое слушание в Госдуме. С того момента документ обсуждался в парламенте, Совфеде, правительстве и на профильных отраслевых площадках. В целом, все участники обсуждения высказали положительные отзывы с оговоркой о необходимости нивелировать некоторые риски.

Уточним, что поправки оговаривают дерегулирование рынка теплоснабжения за счет установления предельной планки стоимости тепла в том или ином муниципалитете. Планку предлагается устанавливать на уровне стоимости гигакалории, получаемой от условной альтернативной котельной. Альтернатива в данном случае подразумевается централизованному теплоснабжению. Для каждого муниципалитета цена альткотельной может отличаться в зависимости от климатических условий, транспортной доступности и других факторов. На сегодня Минэнерго разработало методические указания и формулу расчета цены альткотельной. Отметим, что ниже цены альткотельной, по задумке правительства, должен создаться конкурентный рынок.

Еще одним значительным нововведением реформы является расширение статуса ЕТО. В частности, единая теплоснабжающая компания получает функции мегарегулятора, обладающего полномочиями системного диспетчера и выполняющего сбытовые функции. При этом предполагается, что ЕТО будет нести и повышенную ответственность за качество и надежность теплоснабжения.