Администрация президента США Дональда Трампа рассматривает возможность ввести требование о том, чтобы не менее 25% потребностей страны в уране удовлетворялось за счёт поставок американских компаний.
Если это произойдёт, то в выигрыше окажется Китай, считают авторы статьи, опубликованной в "South China Morning Post".
Китайские атомные компании "прочёсывают земной шар" в поисках новых возможностей для закупок урана. Протекционистские меры Трампа могут сделать им роскошный подарок - на глобальный рынок дополнительно попадёт порядка 4500 тонн урана в год.
"Китай выиграет от введения в США импортной квоты на уран. С ростом предложения на рынке цена будет падать, и для крупных потребителей урана, к которым относится Китай, это хорошая новость",
- считает Дэвид Бо, президент инвестиционной компании "AP Energy Investments", базирующейся в Пекине.
История с квотами на уран началась в январе 2018 года, когда две американских уран-добывающих компании подали 16 января 2018 года обращение в министерство торговли США.
По утверждению этих компаний, "Energy Fuels" и "Ur-Energy", уран, поставляемый из Казахстана, России и Узбекистана, покрывает в настоящее время примерно 40% потребностей США, в то время как на собственную добычу урана в США приходится менее 5% от потребностей.
Именно в их обращении впервые прозвучало предложение установить в США квоту для американского урана на уровне 25% от рыночных потребностей. Для этого они предложили задействовать статью 232 закона "Trade Expansion Act"(закон о расширении торговли) от 1962 года, предназначенную для защиты от импорта важных для национальной безопасности отраслей.
Как ожидается, свои рекомендации по данному запросу министерство торговли США подготовит до 14 апреля 2019 года. После этого у президента Дональда Трампа будет 90 дней для принятия окончательного решения.
Между прочим, Китай также фигурирует в запросе двух американских компаний. Они считают, что "китайские геополитические амбиции всё более угрожают национальной безопасности США".
Как и США, Китай в настоящее время практически полностью зависит от импорта урана. В погоне за ценным сырьём китайские компании берут под контроль урановые месторождения в Африке. Они "нацеливаются на нас через урановые рудники в Намибии", утверждают авторы обращения в минторговли США.
Действительно, импорт природного урана из Намибии в США падает. По данным управления по энергетической информации министерства энергетики США, если в 2013 году намибийский уран составлял 9,9% в общем объёме импорта урана, то в 2016 году - всего лишь 3,9%.
Тун Чжао, работающий в центре глобальной политики "Карнеги-Цинхуа", называет отсылки к соображениям геополитики "следованием узким коммерческим интересам американских компаний".
"Попытки разыграть карту геополитических угроз в угоду собственным узким интересам могут негативно сказаться на интересах других игроков в атомной отрасли США, так как более высокая цена на уран негативно скажется на долгосрочной устойчивости американской атомной энергетики", - считает Тун Чжао.
С этим мнением китайского эксперта согласятся многие американские отраслевые эксперты и бизнесмены. Так, институт NEI, ссылаясь на анализ, выполненный в "Northbridge Group", предупредил ещё в прошлом году: "Предлагаемая квота обернётся для атомных станций США дополнительными расходами порядка 500-800 миллионов долларов ежегодно".
В свою очередь, бывший высокопоставленный руководитель китайской корпорации CNNC, чьё имя в статье не называется, полагает, что доступ к урану может стать новым фронтом торговой войны Китая и США.
"Соединённые Штаты совместно с их союзниками могут попытаться ограничить развитие атомной отрасли в Китае", - утверждает китайский атомщик. В статье данный тезис не раскрывается, но напоминается о том, что в Китае сегодня строится наибольшее число атомных энергоблоков, а также поставлена задача перегнать к 2030 году США по атомному парку.