Предложение двух американских компаний ввести в США квоту для добытого на территории страны урана вызвало неоднозначную реакцию у владельцев станций, а также побудило последних пересмотреть свои топливные стратегии.
Две американских уран-добывающих компании подали 16 января 2018 года обращение в министерство торговли США, в котором призвали рассмотреть поставки урана из Казахстана, России и Узбекистана.
Компании предложили задействовать редко используемую статью 232 закона "Trade Expansion Act" (закон о расширении торговли) от 1962 года, предназначенную для защиты от импорта важных для национальной безопасности отраслей, и установить квоту для урана, добытого на территории США - ему в стране должно быть отдано не менее 25% от рыночных потребностей.
В настоящее время на собственную добычу в США приходится всего порядка 5% от обших потребностей страны в уране.
Кроме того, компании призвали принять политику "Buy America policy", в соответствии с которой правительственные ведомства и учреждения США, закупающие уран, будут обязаны приобретать только уран, добытый на территории страны.
Первые известные отклики на это предложение со стороны владельцев американских АЭС нельзя признать положительными. Они опасаются, что в случае его принятия небольщая группа американских производителей урана будет монопольно определять цены на четверти уранового рынка США, причём их цены будут дороже цен от иностранных поставщиков.
Основания у этих опасений реальные. По некоторым предварительным оценкам, американским уран-добывающим компаниям придётся поднять цены на свой уран более чем вдвое, чтобы превратить свой бизнес в прибыльный.
Влиятельная лоббистская группа "Uranium Producers of America" отказалась поддержать инициативу "Energy Fuels" и "Ur-Energy", что, впрочем, не удивительно - в состав группы входит среди других участников канадская "Cameco".
В свою очередь, влиятельный сенатор Джон Барассо считает введение квоты нужным и полезным делом, а некоторые аналитики предполагают, что рост цены на американскую часть урановых поставок частично скомпенсируется падением цен на импортный уран, так как зарубежным поставщикам якобы придётся более жёстко конкурировать друг с другом за место на рынке США.
У министерства торговли США есть 270 дней для рассмотрения проблемы, после чего оно должно представить доклад с результатами рассмотрения президенту страны.
Если квота на американский уран будет введена, то владельцам станций придётся пересмотреть свои планы по топливообеспечению - как минимум, изыскать дополнительные средства на закупки урана, а также по-новому подойти к заключению контрактов с урановыми поставщиками.