Президент США Дональд Трамп не стал вводить квоты для американских компаний на урановую продукцию, несмотря на соответствующую рекомендацию министерства торговли. Однако вопрос не закрыт - Трамп потребовал провести дополнительное изучение ситуации с американским ураном.
История с квотами длится уже полтора года. Две американских урандобывающих компании подали 16 января 2018 года обращение в министерство торговли США, в котором призвали рассмотреть поставки урана из Казахстана, России и Узбекистана.
Заявители сдеаали упор на, что поставки урана из стран СНГ якобы ставят под угрозу национальную безопасность США, и предложили ввести квоту для американского урана на уровне 25% от рыночных потребностей. Кроме того, они попросили обязать государственные ведомства США закупать уран для своих нужд только у американских компаний (политика "Buy America").
Получив заявку, минторговли приступило к её рассмотрению, причём расширив её тематику. Ведомство изучило влияние на нацбезопасность импорта урансодержащей руды, уранового концентрата, гексафторида урана, обогащённого урана и обогащённого урана в тепловыделяющих сборках. А под ограничения объёмов поставок могли попасть уже не только страны СНГ, но и другие государства - например, Канада.
14 апреля 2019 года министерство передало отчёт со своими рекомендациями президенту Трампу. Содержание его долго держалось в строгом секрете, но теперь стало известно - министерство порекомендовало ввести квоты. Трамп, к неожиданности многих, к рекомендации не прислушался.
"В настоящее время я не согласен с выводом министра (торговли) о том, что импорт урана угрожает нанести ущерб национальной безопасности Соединённых Штатов", - говорится в президентском меморандуме, подписанном Трампом 12 июля 2019 года.
Решение Трампа, без сомнения, будет восторженно принято владельцами американских АЭС. Пока шёл процесс рассмотрения заявки в минторговли, они активно лоббировали против квот, так как опасались за судьбу своих блоков. Многие из блоков работают сегодня на пределе окупаемости, и даже незначительное повышение расходов (а американский уран дороже импортного) может сделать их убыточными.
Трамп принял во внимание беспокойство владельцев атомных станций. Но он не отверг и аргументы уранового сектора США.
Действительно, положение дел с топливообеспечением для АЭС выглядит для Соединённых Штатов позорным. В настоящее время, эта страна импортирует примерно 93% коммерческого урана, говорится в меморандуме Трампа. Причём ситуация имеет тенденцию к ухудшению - так, в 2009 году США импортировали только 85,8% коммерческого урана.
Но как поддержать урановый сектор без фатального ущерба для экономики атомных станций? Ответа на эту головоломку Трамп не нашёл и поступил как глава государства - то есть, переадресовал вопрос министрам.
По требованию Трампа будет создана межведомственная рабочая группа по ядерному топливу (United States Nuclear Fuel Working Group). В её состав войдут советники президента по нацбезопасности и экономике, госсекретарь, министры финансов, обороны, энергетики, а также ряд других высокопоставленных чиновников.
У рабочей группы будет 90 календарных дней с момента подписания меморандума (12 июля), по истечении которых она обязана представить президенту своё видение решения проблемы американского урана. И сегодня трудно предсказать, к каким выводам придёт столь разномастное собрание.