США готовятся законодательно перейти с российского урана на собственный. Сенатский комитет по окружающей среде и общественным работам (EPW) одобрил соответствующий двухпартийный законопроект о ядерной инфраструктуре США (ANIA).
В соответствии с этим законом, если он будет принят, Министерство энергетики США будет ограничено только покупкой урана, извлеченного на объектах, лицензированных Комиссией по ядерному регулированию или аналогичными государственными агентствами.
Уран компаний, принадлежащих, контролируемых или находящихся под юрисдикцией России или Китая, исключен из участия в программе. Председатель комитета сенатор Джон Баррассо сказал, что ANIA сохраняет американскую цепочку поставок ядерного топлива. И предотвращает попадание в атмосферу большего количества выбросов углерода, а также защищает экономическую, энергетическую и национальную безопасность.
“Двухпартийный закон о ядерной инфраструктуре – это всеобъемлющий закон, важный для поддержки ядерной топливной промышленности США, национальной безопасности и чистой энергетики. Законодательство обеспечит четкий путь для реализации запасов урана в США. И обеспечит прочную платформу для оживления урановой промышленности страны”, – отметил в пресс-релизе генеральный директор Uranium Energy Corp Амир Аднани.
В разделе 402 ANIA указывается, что не позднее чем через 60 дней после даты вступления в силу министр энергетики, при наличии ассигнований, должен разработать программу управления запасами урана с полномочиями, указанными в Законе об атомной энергии 1954 года.
Стоит отметить, что Соединенные Штаты уже начали реализовывать свою программу снижения зависимости от поставок российского урана. Сейчас американские власти и Росатом обсуждают сокращение поставок урана из РФ с 20% до 17% от потребностей США.
Эти поставки осуществляются в рамках квоты по межправительственному соглашению ВОУ-НОУ (высокообогащенный и низкообогащенный уран). Подписанное в 1994 году соглашение ВОУ-НОУ предусматривало переработку высокообогащенного урана из российского ядерного оружия в низкообогащенный уран. На топливе, полученном по этому соглашению, работает почти половина американских АЭС.
Российский уран, по соглашению, долгое время закупала исключительно корпорация USEC, монопольный американский производитель обогащенного урана. В 2008 году были подписаны поправки к соглашению, которые позволили РФ выйти напрямую на американские энергокомпании.
Американская атомная индустрия столкнулась с проблемами еще в 1980-е. Так сложилось исторически, что в США уран обогащали по малоэффективной и дорогой газодиффузной технологии. А в СССР — на центрифугах, требовавших в 50 раз меньше электроэнергии.
Поэтому сразу после окончания холодной войны американцы перешли на российский обогащенный уран — это было в 12 раз дешевле. Поставки, начатые еще советским “Техснабэкспортом” в 1987 году, постоянно увеличивались.
И поскольку на протяжении нескольких десятилетий львиную долю потребностей американских АЭС в услугах по обогащению урана обеспечивал “Техснабэкспорт”, американцы практически растеряли соответствующие компетенции. Корпорация Westinghouse вынуждена наполнять топливные сборки для реакторов либо европейским ураном, закупаемым у британско-немецко-голландского концерна URENCO, либо российским, поставляемым “Техснабэкспортом”.
За последнее десятилетие Вашингтон весьма мало внимания уделял развитию своей собственной атомной энергетики. В этой связи наметилось его отставание от лидеров по большинству направлений. От добычи урана до строительства атомных реакторов и обращения с отработавшим ядерным топливом.
Очевидно, что для перехода на полное самообеспечение ядерным топливом Штатам придется потратить очень много времени и денег. А также решить немало проблем, причем не только технических, но и экологических, поскольку добыча урана – очень “грязное” производство. Так что даже в случае принятия Закона ANIA его воплощение в жизнь потребует многолетних усилий.