Конференция состоялась в школе № 2030 и была организована Городским методическим центром образования г. Москвы при поддержке НИЦ "Курчатовский институт" в рамках проекта "Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования".
В ней приняли участие руководители НИЦ "Курчатовский институт", образовательных организаций Курчатовского проекта, Городского методического центра Департамента образования Москвы, учителя и школьники. На конференции были представлены проектные и исследовательские работы учеников с использованием современного оборудования, методические разработки уроков и мастер-классы для педагогов по работе с оборудованием Курчатовского проекта. В этом году школьники также провели мастер-классы на английском языке.
Открыла конференцию заместитель руководителя Департамента образования города Москвы М.В. Смирницкая. Она отметила, что с каждым годом количество проектов, участвующих в конференции возрастает. В прошлом году было представлено 122 проекта, в этом году - уже 200.
- Работы учеников из разных московских школ носят исследовательский и самое главное - прикладной характер, - подчеркнула М.В. Смирницкая. - Каждая из реализуемых идей школьников может быть использована в дальнейшем на практике. Это формирует их будущую направленность на получение профессии.
По словам директора НИЦ "Курчатовский институт" В.И. Ильгисониса, Курчатовский проект отвечает всем потребностям современной системы образования.
- Проект попал в точку, - подчеркнул он. - В него вовлекаются ученики начальных классов - в старших классах они под руководством педагогов и научных сотрудников НИЦ "Курчатовский институт" выполняют исследовательские работы, ориентированные на практическое применение. Обращаясь к школьникам В.И. Ильгисонис отметил, что зачатки естественно-научного мировоззрения в современной жизни необходимы каждому человеку, вне зависимости от профессии.
В школе № 2030 на протяжении нескольких лет НИЦ "Курчатовский институт" проводит большую методическую работу с учителями, внедряя идеологию междисциплинарного образования. 37 школ – участниц Курчатовского проекта за прошедшие годы были оснащены современным исследовательским оборудованием, а в школе № 2030 есть даже нанотехнологическая лаборатория и лаборатория робототехники.
Директор школы № 2030 Н.П Рябкова обратила внимание участников конференции на основную цель проекта.
- Вступая в Курчатовский проект в 2011 году, мы понимали, что его ключевая цель - интеграция общего образования с фундаментальной и практико-ориентированной наукой, - отметила она. - И то, как это получается, демонстрируют достижения учеников и работы учителей на ежегодной конференции.
Школьники представили исследовательские проекты в секциях "Идея", "Метод", "Среда", "Поиск" и выступили со стендовыми докладами, они увлеченно рассказывали о своих работах. Конференция завершилась награждением победителей.
Станислав Митюшин, ученик 10"В" класса школы № 2030
- Моя исследовательская работа направлена на изучение процесса горения в условиях электростатического поля. Из теории я узнал, что электростатическое поле способно потушить возгорание. И проверил это на практике - поставил внутрь учебного конденсатора свечку и подал высокое напряжение. Также я изучил процесс горения в других электростатических полях - пламя действительно гасло.
Я пришел к выводу, что средняя напряженность электростатического поля, при которой гаснет пламя, составляет примерно 275 кН/Кл. Исходя из этих данных, я разработал макет установки для тушения пламени в труднодоступных для человека местах, таких как шахты, туннели. В дальнейшем я планирую создать макет здания с использованием этой технологии. Я принял участие в этой конференции, потому что, на мой взгляд, она очень актуальна.
Анастасия Пушкарева, Данил Панибрацкий, ученики 9 класса ГБОУ "Гимназия № 1584"
- Мы исследовали влияние газированных напитков на эмаль зубов методами оптической и атомно-силовой микроскопии. В экспериментах мы использовали яичную скорлупу, потому она по составу схожа с эмалью зубов. Мы изучили влияние лимонной кислоты, напитков "Кока-Кола" и "Фанта" на яичную скорлупу, выяснили, как они разъедают поверхность яичной скорлупы. И выяснили, что "Кока-Кола" гораздо больше разрушает эмаль зубов, чем "Фанта".
Мы разработали буклет о вреде газированных напитков, и раздавали его в школе ученикам. В перспективе мы хотим подробнее изучить, как слюна вместе с этими напитками влияет на зубную полость.
Ярослав Демидов, Марат Мерясов, ученики 9"В" класса школы № 953
- Наша работа посвящена МЦК. Мы решили проверить, насколько ближе стали отдаленные объекты Москвы и насколько теперь комфортнее поездки по МЦК в сравнении с метро. В качестве одного из показателей комфортности мы выбрали уровень шума. Сравнили его в метро и на МЦК. Наши измерения подтвердили, что уровень шума на МЦК меньше, чем в метро. Разница составляет от 21,2 до 3,2 дБ.
Также мы сравнили время, затраченное на поездки до наиболее интересных, но неудобно расположенных от нашего района городских объектов: ВДНХ, Деловой Центр, Университет. Результаты измерений показали, что поездки по МЦК в большинстве случаев экономят время по выбранным маршрутам от 3 до 7 минут.
Своим исследованием мы хотели донести до людей, что на МЦК действительно можно быстро, комфортно перемещаться по городу и заодно познавать исторические объекты.