Россия ведет исследования по созданию арктической подводной лодки с 50-метровыми крыльями-сейсмодатчиками. Об этом пишут британское издание Daily Mail и ряд других западных СМИ.
Отмечается, что исполинская научно-исследовательская подводная лодка была спроектирована в знаменитом КБ «Рубин», которое также создало самые большие в мире атомные ракетоносцы проекта 941 «Акула». Вес — 13 280 тонн, длина — 134 метра, максимальная скорость — 12,6 узла, экипаж — 40 человек. Складывающиеся крылья атомной субмарины предназначены для приема сигналов с гидролокатора, размещенного в корпусе судна. Это позволит ей формировать изображение морского дна во всех направлениях при перемещении под водой на малой скорости в три узла, что поможет Москве исследовать труднодоступные районы Арктики, чтобы в дальнейшем она могла перейти к освоению ее нетронутых природных ресурсов. Поскольку лодка гражданская, у нее не будет никакого вооружения, а только — необитаемые подводные аппараты (дроны).
Аналитик Г. Саттон, проанализировав эскиз субмарины, пришел к выводу, что «длина крыловидной конструкции приближается к 50 метрам, и таким образом, размах крыльев равен 100 метрам», и «это намного больше, чем у любого построенного на сегодня самолета», например, аэробуса А380. При этом эксперт не понимает, как разработчикам удастся избавиться от шумовых помех, создаваемых крыльями, а морякам управлять таким гигантом в условиях Северного Ледовитого океана и избегать столкновений крыльев с ледяными колоннами. Маловероятно, что эти крылья будут использоваться для создания подъемной цели, их другое предназначение — очень точно выдерживать глубину хода подлодки, отметил Саттон.
Подобные сообщения иностранных СМИ о крылатой гигантской субмарине для завоевания всех арктических месторождений кажутся фантастикой и стоят в одном ряду с «вездесущими русскими хакерами», «офицерами ГРУ, маскирующихся под футбольных болельщиков» и т. д. Тем более что сверхсекретное Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны России располагает судами и подводными атомными глубоководными станциями для исследований морского дна. В официальных заявлениях военного ведомства они называются научно-исследовательскими подводными лодками. Скажем, АС-12 «Лошарик», которая получила это неофициальное название из-за специфической формы корпуса, представляющего собой несколько соединенных друг с другом титановых сфер, использовалась для сбора геологических образцов на шельфе в Северном Ледовитом океане. Работы производились на глубине 2,5−3 километров. Но дело в том, что западные СМИ лишь попытались проанализировать сообщение, которое в начале мая появилось в российской прессе.
3 мая «Известия» со ссылкой на главного конструктора Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» (ЦКБМ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) сообщили, что строительство уникальной крылатой подводной лодки начнется в 2020 году. Отмечалось, что ЦКБМ совместно с Фондом перспективных исследований работает над лодкой сейсмической разведки, крылья которой «заглядывают» под грунт на несколько десятков метров, создают трехмерную модель дна.
Руководитель проектной группы направления физико-технических исследований ФПИВиктор Литвиненко рассказал «Известиям», что корабль разрабатывается в рамках проекта «Айсберг», который предполагает создание целой сети из необитаемых буровых установок, роботов, подводных транспортно-монтажных и сервисных комплексов, а также автономных атомных реакторов. А эксперты пояснили изданию, что с помощью корабля военные смогут точно позиционировать подводные дроны и развернуть на дне арктических морей глобальную систему контроля подводной обстановки «Гармония».
Насколько правдоподобно сообщение о создании такой подлодки? Пока неясно, является ли она всего лишь инициативным конструкторским научно-техническим предложением или к ней уже проявило интерес Миноброны. Но, скажем, в 2014 годугендиректор Фонда перспективных исследований Андрей Григорьев заявил, что российские учёные уже приступили к работе по созданию истребителя шестого поколения из композитных материалов при том, что до сих в составе российских ВВС нет истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50).
Довольно странно специально делать атомную подлодку для Арктики, если ГУГИ и так располагает аппаратами, которые базируются или на атомоходе специального назначения или надводных судах, и которые способны решать такие же задачи и без всяких «крыльев», говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
— Также неясно, кто может эксплуатировать такую субмарину. Если военное ведомство, то изучение морского дна — только одна из задач, а в атомную подлодку в гражданской эксплуатации как-то не верится. Похоже, что речь идет лишь о рисунках проекта, до которого дело если и дойдет, то в отдаленном будущем. Но пока непонятна необходимость такой субмарины: получается, что аппараты ГУГИ не справляются с задачами, раз нужна такая АПЛ. Вообще-то именно для таких нужд предназначенатомоход «Подмосковье», переоборудованный из стратегического ракетоносца К-64 проекта 667БДРМ в носитель сверхмалых подводных лодок — атомных глубоководных станций (АГС) и необитаемых подводных аппаратов и переданный флоту в конце 2016-го. ПЛ «Подмосковье» заменит атомоход спецназначения «Оренбург» в составе флота, однако сейчас достраивается атомоход «Белгород», который должен быть еще более совершенным носителем глубоководных аппаратов.
Военный историк Александр Широкорад также убежден в нецелесообразности строительства отдельного арктического научно-исследовательского атомохода.
— Несмотря на то, что озвучен тезис про относительную дешевизну подобной лодки, любая АПЛ довольно дорога. И затея с «крылатой» субмариной явно не выдерживает критики по критерию «эффективность-стоимость». Известно, что АГС «Лошарик» принимала участие в экспедиции «Арктика-2012», где помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с двух дизель-электрических ледоколов на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане. АГС могут бороться с натовскими «закладками» («камбалами») и минами с помощью манипуляторов, позволяют обнаруживать ПЛАРБ противника на таком уязвимом направлении как Арктика, и с большой производительностью обследовать обширный район океана, решая именно военные задачи. Не говоря уже о том, что исследование дна в Северном Ледовитом океане можно провести, спустив необитаемый аппарат с атомного ледокола.
Другое дело, что этот гражданский проект «Айсберг» может быть прикрытием для разработок другого назначения. Скажем, американцы также говорили, что самолет-разведчик U-2 предназначен для исследования погоды, взятия пробы воздуха в верхних слоях атмосферы. Скажем, уже давно говорится о том, что атомные подводные лодки «Хабаровск» и «Белгород» должны стать носителями океанской многоцелевой системы «Статус-6» — стратегического оружия ответного удара.