9 мая 2017 года на американском ядерном объекте в Ханфорде произошёл инцидент в одном из мест хранения радиоактивных отходов.
Объект "Ханфорд", стоящий на берегу реки Колумбия в штате Вашингтон - один из крупнейших американских военных ядерных объектов времён холодной войны. Среди прочего, здесь в период 1944-1988 годов производили плутоний для военной программы. Нежелательным побочным результатом этой деятельности стало образование большого количества отходов, хранение которых было организовано непосредственно на площадке.
Когда говорят о ханфордских отходах, то обычно имеют в виду, в первую очередь, баки с жидкими отходами. Однако инцидент 9 мая 2017 года произошёл не с ними, а в одном из тоннелей, в которых хранится часть отходов плутониевого завода.
Утром 9 мая 2017 года работники объекта обнаружили провал грунта в насыпи над одним из тоннелей. Размеры провала составили примерно 20×20 футов (примерно 6×6 метров).
На объекте была объявлена чрезвычайная ситуация уровня "Alert" (Внимание!), предполагающая, что персонал, не находящийся вблизи места инцидента, не подвергается опасности.
Спустя несколько часов, однако, ЧС переклассифицировали более высоким уровнем "Site Area Emergency" (чрезвычайная ситуация на площадке). Данный уровень предполагает, что опасность не выйдет за пределы объекта "Ханфорд", но для персонала, находящегося на объекте, присутствует опасность. Часть работников была временно эвакуирована.
По результатам измерений было установлено, что выброса не произошло. На следующий день, 10 мая 2017 года, работники засыпали провал в насыпи над тоннелем.
Объект "Ханфорд" распространил видео о ходе работ по засыпке провала. Работники в ходе операции использовали средства индивидуальной защиты (спецодежда, воздушные фильтры), а поливальная машина прибивала поднимавшуюся пыль.
Всего от плутониевого завода отходят два тоннеля. Наиболее старый из них, известный также как тоннель №1, был построен в 1956 году.
Внутри тоннеля №1 проложена однопутная железная дорога. Её использовали для доставки на плутониевый завод облучённых материалов для переработки, а впоследствии переориентировали на хранение отходов, размещавшихся в железнодорожных вагонах, специально приспособленных для этих целей.
К месту стоянки вагоны доставлялись дистанционно управляемым локомотивом. В принципе, каждый из вагонов можно извлечь из тоннеля, однако в связи с тем, что тоннель фактически представляет собой железнодорожный тупик, эту операцию можно производить только по принципу стека (последним вошёл - первым вышел).
Тоннель №1 имеет прямоугольное сечение 19×22 футов (5,8×6,7 метров), его длина - 358 футов (более 109 метров). В тоннеле достаточно места для размещения восьми вагонов с отходами.
Стены тоннеля №1 - бетонные на участке длиной 100 футов (30,5 метров), прилегающем к соединению с тоннелем №2, и деревянные на остальной длине. Сверху тоннель прикрыт слоем грунта примерно 8 футов (более 2,4 метров).
Провал грунта 9 мая 2017 года был обнаружен именно на тоннеле №1, на участке вблизи соединения с тоннелем №2.
Строительство тоннеля №2 было завершено в 1964 году. Его протяжённость составляет 1686 футов (около 514 метров). В тоннеле хватает места для 40 вагонов с отходами, однако в настоящее время в нём находится всего 28 вагонов. Тоннель №2 отличается от первого тоннеля как формой, так и материалами - его делали уже более надёжным. Первый вагон с отходами был поставлен в тоннеле №2 в декабре 1967 года, а последний, 28-ой по счёту - в августе 2000 года.
Всего в тоннеле находятся 23 вагона с отходами плутониевого завода, два вагона с отходами здания №324 (лаборатория химии и материалов) и три вагона с баками для жидких отходов ёмкостью 20 тысяч галлонов (75,7 тысяч литров) каждый.
Отходы, хранящиеся в обоих тоннелях, представляют собой загрязнённое оборудование, а также промышленные отходы плутониевого завода и некоторых других зданий и лабораторий объекта "Ханфорд".
Некоторое оборудование помещено в контейнеры, однако значительная часть оборудования установлена непосредственно в вагоны без дополнительной защиты.
В тоннелях не хранятся делящиеся материалы или отходы переработки облучённого топлива. Однако содержимое тоннелей загрязнено как по изотопам плутония и америция, так и по изотопам 137Cs и 90Sr.
Кроме того, в отходах присутствуют барий, кадмий, хром, свинец, ртуть, серебро и соли серебра, масла и другие вещества.
Суммарную активность в обоих тоннелях можно оценить только приблизительно. По некоторым оценкам, всего в тоннеле №1 содержится 20-30 тысяч кюри, а в тоннеле №2 - более 500 тысяч кюри.
Инцидент 9 мая 2017 года завершился относительно благополучно, без выбросов. Однако он стал ещё одним напоминанием о том, что проблему ядерного наследия необходимо решать, иначе она может напомнить о себе - причём весьма чувствительно.